Лукашенко угрожает топливной блокадой: Чем это обернется для Украины и что нам делать

Украинская энергетическая отрасль, и без того находящаяся на острие негативных процессов, может испытать еще один удар. Его уже анонсировал лидер соседней Беларуси Александр Лукашенко, заявивший, что может в любую секунду перекрыть поставки в Украину автомобильного топлива

Экономический и политический обозреватель
Лукашенко угрожает топливной блокадой: Ч…

При том, что транзит нефтепродуктов из Балтии он уже остановил, лишение рынка более 50% поступлений, которые обеспечиваются именно белорусской нефтепереработкой, может создать незаурядный дефицит и безгранично раскрутить цены. При этом под угрозой окажутся не только автовладельцы, но и вся транспортная отрасль вместе с агропромышленным комплексом. И, конечно, украинская армия, сообщает Depo.ua.

Украинский рынок бензинов и дизеля в очень большой степени является импортозависимым. И если по бензинам Украина закрывает потребности наполовину собственным производством, то в поставках дизеля импортная зависимость нашей страны достигает 84-85%. При этом большая часть импорта идет из России и Беларуси – около 75% рынка.

Блокада литовского горючего

В начале февраля Беларусь сообщила, что ограничивает железнодорожный транзит по своей территории ряда товаров из Литвы. Это явилось следствием решения литовцев со своей стороны прекратить транзит белорусских калийных удобрений.

При этом Литва является третьим по мощности импортером дизеля и бензинов в Украину. По дизелю она закрывает потребность нашего рынка на 10%, а по бензинам – на 20-21%.

Нехватка этих объемов, конечно, не разрушит рынок. Тем более что Литва пытается отыскать альтернативные пути — в том числе и через Польшу. Этот путь сложнее, ведь в Польше узкая колея и возникает потребность в двойном переложении колесных пар на границах. От этого стоимость доставки, очевидно, вырастет. Что скажется и на ценниках на АЗС.

В то же время, остается возможность замещения литовского импорта за счет увеличения собственного производства, для чего есть определенные ресурсы. А также компенсация дефицита увеличением поставок из той же Беларуси.

По мнению президента Ассоциации объединения операторов рынка нефтепродуктов Украины Леонида Косянчука, новость о прекращении литовского импорта не является критичной. "Никакой трагедии нет, потому что Украина переживала и более преступную блокаду нефтепродуктов из России, и этого потребитель даже не заметил. Во-первых, рынок Украины очень диверсифицирован по источникам поставки: это и море, и железная дорога, и другой транспорт, и Россия, и Беларусь, и Черное море, и Европа. То есть проблемы есть, но они не критичны", — отметил эксперт.

Продукты литовско-польской компании Orlen Lietuva, напоминает Косянчук, которой касаются введенные Беларусью ограничения, составляли от 9 до 11% украинского импорта: "Нельзя сказать, что это — незначительная доля, даже 10% значительно влияют на ценообразование, но — не критично".

Угрозы Лукашенко

В то же время белорусский импорт становится все сомнительнее в условиях агрессии России и ее сателлита под руководством Лукашенко.

В последние дни он добавил жару в огонь вражды, заявив в интервью российскому пропагандисту Соловьеву о возможной полной блокаде поставок нефтепродуктов и из России, и из Беларуси. И это будет критический сценарий для украинской экономики.

Лукашенко заявил, что в любом случае в противостоянии между РФ и Украиной поддержит Кремль. "Ребята, вы будете безумными, если будете противостоять России. Мы будем не с вами. Мы отрежем все поставки не только горюче-смазочных материалов с Россией вместе, но и электричества", — сказал белорусский лидер.

И если в вопросе электричества Украина не слишком зависима от "братских" соседок и даже пытается рано или поздно избавиться от пуповины в виде соединения с электросетями этих стран и присоединиться к европейской ENTSO-E, то в вопросе нефтепродуктов ситуация сложнее.

Внезапная приостановка поставок высушит топливные баки в украинских авто, самолетах, тепловозах, тракторах-комбайнах и другой технике. А в условиях открытой агрессии очевидно, что все существующие производственные мощности и альтернативные каналы импорта будут направлены на нужды армии. Так что на гражданские нужды мало что останется. И дефицит спровоцирует бешенный рост цен, который превратит нефтепродукты в реальное золото.

Что может сделать Украина

Проблема зависимости украинской экономики от российско-белорусских углеводородов не только не решается властью, но и постепенно углубляется. Продавая и консервируя свою нефтепереработку, Украина лишь способствовала постепенному увеличению российско-белорусского импорта.

В настоящее время ситуация выглядит так, что производство светлых нефтепродуктов качества Евро-5 в Украине осуществляют Кременчугский нефтеперерабатывающий завод (Укртатнефть, Полтавская обл.), Шебелинский газоперерабатывающий завод (Укргаздобыча, Харьковская обл.), а также мини-НПЗ: до 15 заводов разной мощности. Иностранные производители в сумме обеспечивают потребности рынка на 70%.

И, по данным Украинского института будущего (УИБ), на этот импорт ежегодно, в зависимости от конъюнктуры, тратится $3-6 млрд. При этом самым уязвимым является рынок дизтоплива, где доля агрессивно настроенных соседей больше двух третей всего объема внутреннего потребления.. Основным потребителем солярки в Украине является промышленность (аграрные, химические предприятия, перевозчики и т.д.). При этом около половины всего коммерческого потребления приходится именно на аграрный сектор, обеспечивающий поступление в Украину валютной выручки от экспорта аграрной продукции. Среди перевозчиков крупнейшим потребителем ДТ является "Укрзализныця".

В этом ключе важно, особенно в нынешних условиях, двигаться к диверсификации поставок нефтепродуктов. "В случае политического решения со стороны России и Беларуси, в Украине возникнет существенный дефицит нефтепродуктов, что повлечет за собой скачок цен и перебои в работе промышленных потребителей, среди которых оборонный сектор, аграрные предприятия, "Укрзализныця"", — утверждается в докладе УИБ.

Властям следует позаботиться о нескольких вещах. Во-первых, диверсификация импорта – увеличение объемов поставок из других стран: морскими путями и со стороны ЕС. Во-вторых, создать страховые запасы нефти и нефтепродуктов в объеме, котрый покрывает 90-дневную потребность. И, очевидно, двигаться к увеличению объемов собственной переработки и сокращению потребностей в импорте.

Как один из путей, УИБ предлагает возобновить работу как минимум одного находящегося на консервации нефтеперерабатывающего завода. Это можно сделать путем выкупа актива у его частных владельцев, частичного обновления и запуска в работу.

Расчеты экспертов УИБ свидетельствуют, что запуск, например, одного только Дрогобычского НПЗ, приведет к определенному сокращению импортной зависимости: по дизтопливу с 84% до 70%, по сжиженному газу (LPG) – с 80% до 70%. А по бензинам мы сможем вообще отказаться от импорта и перейти на потребление собственной продукции.

Вместе с тем эти меры, особенно в условиях внезапного обострения, не могут обеспечить немедленный результат. И оперативно не решат насущных проблем. Однако так или иначе, но слезать с российской бензиновой иглы нам все равно придется. И чем раньше мы начнем этот процесс, тем менее плачевными будут последствия будущих возможных блокад.

Читайте также: Украина планирует отсоединиться от электросети России и Беларуси: Какие три больших вопроса придется решить

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme