Возвращение "радаров" на дороги: Когда начнут штрафовать водителей

С сегодняшнего дня патрульная полиция начала использовать средства контроля за соблюдением водителями скоростных режимов. Обеспечат ли они равенство всех перед законом?

Политический обозреватель, журналист отдела «Власть»
Возвращение "радаров" на дороги: Когда н…

Напомним, TruCam – лазерный измеритель скорости с режимом видеофиксации. МВД проводило закупки этих приборов еще с 2009 года. Но они не были задействованы из-за отсутствия как соответствующих правовых оснований, так и средств для их массового приобретения. Теперь их узаконили. Три года назад вступил в силу закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения". Он предусматривал введение системы автоматической фото- и видеофиксации, в том числе превышения скорости. Однако, тогда не удалось запустить систему из-за нехватки денег.

А в этом году Рада приняла закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно реформирования сферы парковки транспортных средств", вступивший в силу 27 сентября этого года. В нем выписаны процедуры составления и доставки почтой административных постановлений о штрафах за нарушение правил дорожного движения на адрес регистрации владельца транспортного средства. В свою очередь, Кабмин 3 октября легализовал использование фото - и видеофиксации нарушений на дорогах в автоматическом режиме. К средствам дистанционного измерения скорости движения автомобилей TruCam и "Визир" добавлены более современные средства измерительной техники и контроля безопасности дорожного движения, а именно средства определения пространственно-временных координат транспортных средств и средств фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения в автоматическом режиме.

Пока на дорогах начал работать только TruCam. Чтобы обезопасить себя от судебных исков в отношении неправомерности штрафов, назначенных на основании электронных измерителей скорости, TruCam дополнительно еще раз сертифицировали. Стоит вспомнить проблемы, которые были с "Визирами". В свое время значительный резонанс получили нередкие скандалы из-за ошибок в определении скорости автомобилей в потоке движения. В частности, иногда транспортным средствам присваивалась "чужая" скорость.

В отличие от "Визира" и других приборов такого назначения, в просторечии "радаров", американский TruCam использует не радиоволну, а световой луч – лазер, который фиксирует превышение скорости автомобиля в потоке транспорта на расстоянии до 1200 метров. При работе в автоматическом режиме (с треноги или бокса) при превышении скорости авто автоматически делается фотоснимок с расстояния около 70 метров с фиксацией скорости, расстояния, даты, времени и координат. Максимальное накопление составляет до 40 тыс фото или 16 тыс. видеороликов нарушений на одну флеш-карту. В автономном режиме от аккумулятора прибор может работать до 15 часов.

В первую неделю за превышение скорости штрафовать не будут – до 15 октября TruCam будут использовать лишь для профилактики нарушений. В полиции обещают предупреждать водителей о том, что на том или ином участке пути работает измеритель скорости. Полицейские обещают использовать TruCam при наличии дорожного знака, сообщать о фото- и видеофиксации нарушений. Также прибор будет использоваться наряду со служебным авто, которое будет стоять с включенными проблесковыми маячками синего цвета.

Пока что камеры будут работать на дорогах национального и государственного значений и там, где часто происходят ДТП. Перечень мест работы ТгuСаm'ов обнародован патрульной полицией – он не окончательный и будет обновляться. В частности, в Киеве пока что ловить нарушителей "на радар" будут только на проспектах Победы и Бажана.

В соответствии с европейской практикой, после установки комплексов автоматической фиксации нарушений количество аварий существенно уменьшается в течение полугода-года. В той же Польше за три года после установки комплексов количество ДТП на аварийно-опасных участках упала наполовину. А значит введение электронной системы фиксации нарушений должно уменьшить вал смертей и на украинских дорогах. По данным Нацполиции, в 2018 году произошли более 68 тыс ДТП. Пострадали 13 тыс и погибли 1237 человек. В трети случаев причиной аварий стало превышение скорости.

Хотя в полиции уверяют, что предотвратить коррупционные риски при нововведении призван алгоритм шифрования данных AES, который сделает невозможным вмешательство инспектора в работу TruCam и удаление или корректировку данных, стоит помнить о, так сказать, особенностях национальной езды. И контроля за ней. Не секрет, что патрульная полиция далеко не всегда ездит с проблесковыми маячками, увидев которые водители становятся дисциплинированными. Тем самым, лишая заработка "сержанта Петренко", который привык стоять в кустах и ловить нарушителей.

Второй момент – обеспечат ли американские лазеры равенство перед законом рядовых граждан и чиновников. Если в ближайшие месяцы последние не будут получать "письма счастья" за превышение скорости, авторитетность нововведения сведется на нет еще до того времени, когда чудом заокеанской техники оборудуют все украинские дороги.

фото: autocentre.ua

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme