Иноагенты и внешнее управление: Повторят ли "слуги народа" политический кульбит "Грузинской мечты"

Чтобы сбить волну протестов, правящая партия Грузии решила отозвать законопроекты об иноагентах. Оппозиционеры провластным политикам не верят и планируют митинговать дальше. Углубится ли это противостояние и какие уроки из него должны извлечь украинцы?

Политический обозреватель
Иноагенты и внешнее управление: Повторят…
Грузинская оппозиция получила шанс на вторую бархатную революция

Напомним о причинах протестов в Грузии. 14 февраля парламентский сателлит правящей "Грузинской мечты" – движение "Сила народа" инициировало законопроекты, касающиеся неправительственных организаций, СМИ и так называемых иностранных агентов. Один из них "О прозрачности иностранного влияния" парламент одобрил в первом чтении 7 марта. Он обязывает грузинские медиа и НГО, более 20% финансирования которых поступает из-за границы, зарегистрироваться в специальном реестре "агентов иностранного влияния", а их деятельность будет контролировать Минюст. Человек, внесенный в список иноагентов, обязан подавать ежегодные декларации. Также ему запретят получать любую информацию от госслужащих. Комментируя голосование, глава правительства Ираклий Гарибашвили, который находился с визитом в Германии, отметил: теперь будущее Грузии не будет принадлежать агентам чужой страны. Он обвинил неправительственные организации в том, что за средства, полученные из-за границы, проводились антиправительственные митинги и устраивались провокации, не отвечающие национальным интересам. В свою очередь находившаяся в США президентка Саломе Зурабшвили поддержала требования протестующих и пообещала ветировать закон в случае его окончательного принятия. Поддержал митингующих и Владимир Зеленский.

Попытка протащить в парламенте скандальный законопроект спровоцировала массовые уличные протесты, штурм здания законодательного собрания, стычки с правоохранителями. Чтобы остановить сползание страны в глубокий политический кризис "Грузинская мечта" объявила об отзыве законопроектов. Это приветствовали в ЕС. Полиция начала отпускать задержанных. А вот оппозиция в искренность оппонентов не верит и обещает протесты, пока Грузия не вернется на прозападный путь развития.

Как грузинские правители повернули не туда

Грузинская оппозиция открыто называет правящую "Грузинскую мечту" пророссийской, ее лидер Ираклий Кобахидзе обвиняется в лояльности к путинизму, а инициаторов гонений на иноагентов из "Силы народа" — второй колонной той же "Грузинской мечты". Ее представители говорят и делают то, чего не могут позволить себе депутаты из партии власти – резко выступают против западных либеральных ценностей, прикрываясь традиционализмом. Законопроект об иностранных агентах "Грузинская мечта" вносить не взялась, вместо нее это сделали сателлиты. Его поддержали 76 депутатов из 150 членов парламента, против проголосовали всего тринадцать. При том, что у оппозиции более 60 мандатов. Такие цифры могут свидетельствовать о том, что оппозиционеры не ожидали масштабных акций. Но когда к зданию парламента пришли тысячи протестующих, а полиция начала их жестоко разгонять и задерживать, ситуация стала напоминать революционную. Правда, без лидеров народного доверия и без уверенных в победе политиков.

В провластной силе появление закона об иностранных агентах объясняют необходимостью установления прозрачности в отношениях государства и общественности, называют грузинский законопроект модифицированной версией американского закона FARА. Это известная манипуляция, к ней прибегали и российские власти, когда продвигали собственную версию закона об иноагентах. Американский закон о регистрации иностранных агентов принимался в 1938 году, его принятие мотивировалось растущей угрозой для Америки от подрывной деятельности на ее территории агентов влияния гитлеровской Германии и сталинского СССР. Через год после принятия FARA два тоталитарных близнеца заключили пакт Риббентропа-Молотова. Но в 1966 году в этот закон внесли существенные правки, убрали пропагандистскую составляющую, сфокусировавшись на представителях иностранных государств, которые пытались получить экономические и политические преимущества, влияя на принятие правительственных решений. То есть, острие направили на политических лоббистов. Кроме того, государство потеряло право вносить лицо в реестр иностранных агентов, если не сможет это доказать. Поэтому еще в феврале спикер Госдепа Нед Прайс (в этом месяце он покинет свой нынешний пост) акцентировал внимание на сходстве норм грузинского закона об иноагентах с российским и венгерским.

Зачем же грузинские власти инициировали такой скандальный закон, да еще с откровенным российским акцентом? Версия, которой преимущественно придерживаются грузинские оппозиционеры, состоит в том, что это ответ правящей партии на усиление разногласий с западными партнерами. В прошлом году Украина и Молдова получили статус кандидатов в члены ЕС, в то же время грузинским властям выдвинули 12 условий для получения такого же статуса. С тех пор стало очевидным, что официальный Тбилиси сбился с евроинтеграционной дорожки и пошел окольными путями. Масла в огонь добавило требование Евросоюза отпустить Михеила Саакашвили на лечение. Грузинские власти это игнорируют. Разрыв между ЕС и Тбилиси еще не произошел, но главенствующая верхушка Грузии понимает, куда все идет. Потому что вести политику флюгера между Европой и россией уже не получится. Учитывая возможности, которые открывает перед Грузией европейская интеграция, ситуация неблагоприятна. Чего не скажешь о возможностях укрепления господства "Грузинской мечты" после зачистки политического поля от оппозиции и "иноагентов". Если события будут развиваться по такому сценарию, тогда перед грузинами двери ЕС и НАТО закроются. Может, и навсегда. Именно такая перспектива вывела людей на массовые протесты.

Как в Украине иноагентов ловили

Украина за ходом политических процессов напоминает Грузию. Украинцы также несколько раз в новейшей истории умудрялись сходить с евроинтеграционной тропы. И несколько раз на нее возвращаться. В Украине, как и в Грузии, достаточно жизнеспособной оказалась вброшенная россией технология о "внешнем управлении". Проводниками которого выступают представители неправительственных организаций или управленцы с опытом сотрудничества с международными фондами и институтами. Украина несколько раз была близка к принятию собственного репрессивного закона об иноагентах. 15 декабря 2004 года в разгар президентской гонки нардеп-коммунист Валерий Мишура с трибуны Верховной Рады произнес речь о якобы выявленных фактах иностранного вмешательства в финансирование избирательных кампаний в Украине и обвинил неправительственные организации в подрывной работе. Можно предположить, что только поражение Виктора Януковича на тех выборах остановило принятие закона об иноагентах. К нему вернулись спустя 10 лет, 16 января 2014 года.

Среди законов, которыми в Украине устанавливался тоталитарный режим, был и законопроект №3879 авторства "регионалов" Вадима Колесниченко и Владимира Олейника. Оба после Майдана бежали в россию. Их инициативу поддержали 239 депутатов. Документом определялось, что "общественное объединение, осуществляющее деятельность со статусом юридического лица, и намеревающееся получать средства или другое имущество из иностранных источников и участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Украины, обязано до начала такой деятельности подать… заявление о включении в реестр общественных объединений информации по осуществлению общественным объединением своей деятельности как общественного объединения, выполняющего функции иностранного агента". 28 января 2014 года Верховная Рада отменила диктаторские законы 16 января, среди них и об иноагентах.

После Майдана коренным образом изменилось геополитическое направление Украины, началась война, поэтому россия под новые условия изменила технологию с "во всем виноваты иностранные агенты и грантоеды" на "украинские власти находятся под внешним управлением". И эта технология принесла свои плоды. О внешнем управлении больше всего говорили в эфирах телеканалов Козака-Медведчука и не только. В частности, этой теме много внимания уделяла Юлия Тимошенко и члены ее команды. Поскольку технология работала, ее с определенными новациями перезапустили после прихода к власти Владимира Зеленского и "слуг народа". На память приходят обвинения в расстановке западных специалистов в наблюдательных советах госкомпаний, в работе антикоррупционных структур под колпаком Штатов, в согласии на участие иностранцев в конкурсах на важные государственные должности и так далее. Толкли воду в ступе не только в ОПЗЖ, о внешнем управлении говорили и "слуги". А упомянутая Тимошенко два года назад отмечала: согласна объединиться со "слугами" в коалицию, но президент должен отказаться от "стратегии внешнего управления" и перейти на национальную идею.

Собственно, о Мишуре, "регионалах", Медведчуке, Тимошенко, ОПЗЖ упомянуто не потому, что у нас были свои попытки прикрыть неправительственные организации или делать пиар на борьбе с так называемым внешним управлением. Беда в том, что у нас это привычка повторяется, как только западные партнеры напоминают представителям власти о взятых на себя обязательствах. Depo.ua ранее анализировал, верит ли ЕС в искренность антикоррупционной борьбы в Украине, в обещание реформировать Конституционный суд и в целом судебную ветвь власти. Сейчас украинские власти вынуждены не спорить с партнерами, но так будет не вечно. И здесь одно дело доказывать, что страна двигается вперед, хотя и не все удается, совсем другое – повторять прошлые попытки противодействия иноагентам или вообще идти по пути нынешней грузинской власти. Ради самосохранения и зачистки оппозиционного поля ставить на паузу европейское будущее своих граждан.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme