Антикоррупционная программа и новый директор НАБУ: Верит ли ЕС нашей борьбе с коррупцией

Премьер Денис Шмыгаль заявил, что Украина совершила масштабный скачок в борьбе с коррупцией. Если это так, почему к украинской власти возникают новые и новые требования по усилению антикоррупционной политики?

Политический обозреватель
Антикоррупционная программа и новый дире…
С избранием нового директора НАБУ к Украине станет меньше вопросов у партнеров?

"Руководитель САП назначен, САП работает, ВАКС работает, выносит решения, НАПК работает, утвердили антикоррупционную программу, стратегию. Мы получим руководителя НАБУ, то есть все четыре руководителя антикоррупционных органов будут назначены, это позволит эффективно работать всей этой инфраструктуре", – подчеркнул глава правительства. При этом он добавил: все решения в отношении людей, которые могли бы быть причастны или подозреваются в коррупции, принимаются быстро. Что свидетельствует о нолевой терпимости к этому злу и власти, и общества. Но, несмотря на видимые признаки положительных изменений, такими же видимыми остаются и проблемы в антикоррупционной сфере.

Правительство утвердило Государственную антикоррупционную программу. О чем в ней идет речь

4 марта Кабинет министров утвердил Государственную антикоррупционную программу (ГАП), являющуюся ключевым инструментом реализации Антикоррупционной стратегии 2021-2025 гг. История этого документа интересна и во многом показательна. Его разработали в НАПК при поддержке Евросоюза, в течение сентября-ноября состоялось более десятка общественных обсуждений программы, в декабре проект постановления об его утверждении направили в Кабмин. 6 января представительство ЕС в Украине призвало правительство как можно быстрее утвердить ГАП. Но через несколько дней Кабмин вернул НАПК его программу на доработку. Причина – разные государственные учреждения и правоохранительные органы подали в нее более полутысячи правок. Значительная их часть касалась ряда сомнительных с точки зрения авторов поправок пунктов, либо усиливающих роль НАПК в системе антикоррупционных органов, либо слишком расширявших участие общественности в контроле за работой государственных органов. Так, в частности, в НАБУ выступили против предоставления Нацагенству по предотвращению коррупции доступа к Единому реестру досудебных решений (ЕРДР). По мнению "набушников", такой доступ может привести к утечке конфиденциальной информации по расследованиям.

До 1 февраля НАПК направило финальный проект ГАП на утверждение Кабинета министров. Очевидно, это должно было состояться под саммит Украина-ЕС, который проходил в Киеве 3 февраля. Однако ни 3 февраля, ни в последующие дни правительство программу не приняло. Главная причина – отсутствие возврата к электронному декларированию народных депутатов и высокопоставленных чиновников. Для этого нужно, чтобы Верховная Рада приняла законопроект №8071 "О внесении изменений в некоторые законы Украины с целью выполнения требований Европейской комиссии по приобретению Украиной статуса члена Европейского Союза". Его автор, кстати, глава фракции "слуг" Давид Арахамия. Но этот факт никак не влияет на желание самих "слуг" проголосовать "за". Только их голосов было бы достаточно. Дважды наши партнеры из G7 настойчиво советовали принять документ, однако воз и ныне там. Знатоки политических раскладов в сессионном зале утверждают: на сегодняшний день за законопроект №8071 нет голосов.

Основная причина, почему депутаты буксуют – они считают, что до окончания войны нельзя требовать декларировать имущество, поскольку многое потеряно, что-то разгромлено и разворовано оккупантами, что-то находится на временно оккупированных территориях. На какое-то имущество утеряны документы. Логика в этом есть, ведь в е-декларировании не прописаны исключения в случае войны. В то же время, общественные активисты видят в нежелании депутатов возвращать электронные декларации другую причину. Те в течение 2022 года имели возможность обогатиться или прикупить себе имущество, избежав декларирования. Так что традиционно для украинских реалий вокруг антикоррупционной тематики столкнулись две крайние позиции. Представители первой против открытия деклараций прямо сейчас, другие не видят в продолжающейся войне непреодолимого препятствия для чиновников скрывать свое состояние. На стороне других наши партнеры. Которые требуют эффективной работы антикоррупционных механизмов.

В конце концов Кабмин принял ГАП без возобновления е-декларирования. "Есть понимание, что такой важный документ должен оставаться живым, открытым для предложений и дополнений. Поэтому будем работать с парламентом, другими стейкхолдерами, с руководителями антикоррупционных органов", — отметил Денис Шмыгаль. Проще говоря, затягивание с принятием программы могло вызвать гнев наших партнеров, поэтому сошлись посредине: ГАП приняли, а вопрос по возобновлению электронного декларирования зашили во фразу "будем работать с парламентом". Когда тот созреет к одобрению необходимого закона? Очевидно, все понимают, что без кнута и пряника от Банковой не созреет еще долго. Как тут не вспомнить грандиозный скандал, разразившийся после того, когда 27 октября 2020 года Конституционный суд принял решение, парализовавшее е-декларирование. Это вызвало резкое недовольство и гражданского общества, и наших партнеров. В декабре того же года парламент вернул в законодательство ответственность за недостоверное декларирование. Что ж, пожалуй, недовольство наших партнеров в этот раз еще не достигло апогея.

К чему должны готовиться борцы с коррупцией

История с Государственной антикоррупционной программой одна из многих, демонстрирующих, какова стоимость "масштабного скачка в борьбе с коррупцией", о котором говорит премьер Шмыгаль. Программа была утверждена, но мало кто сомневается, что ее выполнение будет пробуксовывать. И не только из-за небрежности исполнителей, но и из-за того, что в ГАП остался ряд спорных моментов. Нечто схожее произошло с реформой конституционного правосудия. Напомним, что реформа КСУ является одним из критериев, которые Украина должна выполнить для дальнейшего сближения с ЕС. Еще 23 декабря Еврокомиссия, которая эти критерии и устанавливала, настоятельно рекомендовала Украине учесть рекомендации Венецианской комиссии к уже принятому и подписанному президентом закону, предусматривающему новую процедуру отбора судей Конституционного суда.

У нас все соответствующие органы хорошо знают, на чем конкретно настаивают партнеры, когда речь идет о борьбе с коррупцией: восстановление е-декларирования, устранение политической коррупции при назначении на судейские должности, завершение конкурсов на вакантные должности руководителей всех антикоррупционных органов, прежде всего, избрание директора НАБУ, демонстрация эффективности антикоррупционной вертикали и отсутствие случаев вмешательства властных структур в ее работу.

Одну из заинтересованностей партнеров вот-вот удовлетворят. Конкурс на должность директора НАБУ вышел на финишную прямую, конкурсная комиссия отобрала трех достойных: Сергея Гупяка, Семена Кривоноса и Романа Осипчука – одного из них правительство назначит вместо Артема Сытника. Из шести членов комиссии за них проголосовали четверо, в том числе двое иностранцев. Каждый из счастливчиков попал под оценочные суждения антикоррупционеров-активистов. Их критика сводится к следующему: отсеяли более сильных, эти, вроде бы, компромиссные между украинской стороной и партнерами. Так что новый директор НАБУ рискует попасть в немилость так называемых лидеров общественного мнения. Однако слишком атаковать его те не станут. Наши партнеры хотят видеть стабильную и слаженную работу антикоррупционной вертикали, а не постоянные конфликты и отсутствие судебных приговоров.

Впрочем, в последнее время общественность слышит о разных приговорах. Александр Трухин получил мягкий приговор, но сложил депутатский мандат. Бывший руководитель аэропорта "Борисполь" Евгений Дыхне приговорен к 5 годам тюрьмы. А вот мэра Полтавы Александра Мамая на столько же, но условно. То есть, наконец, общество услышало о приговорах людям, чьи имена были на слуху. Вроде бы все логично, кривая привела на скамью подсудимых. Однако речь идет об единичных случаях, а не о системе, поэтому у общества остается скептическое отношение к тому, как в стране борются с коррупцией. Поэтому антикоррупционные органы должны выстроить не только эффективную систему взаимодействия, но и не менее эффективную систему информирования населения о своей деятельности и ее результатах. Уже очень скоро, с началом большого восстановления, тема борьбы с коррупцией вернется на первые позиции в повестке дня Украины. И будет достаточно тех, кто поднимет на свои флаги лозунг "в Украине с коррупцией никто не борется". В том числе и для того, чтобы остановить наше продвижение в ЕС.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme