Сколько будет стоить Украине появление "Северного потока - 2": Денежный аспект

Рядом с гипотетическими потерями территорий и международной субъектности из-за "Северного потока - 2", которые осознает в том числе и президент Зеленский, убытки Украины вычисляются и просто деньгами. Конечно, суммы общих потерь являются трудно воспринимаемыми, однако масштабы катастрофы мы вполне можем себе представить

Экономический и политический обозреватель
Сколько будет стоить Украине появление "…

Дискуссии вокруг того, будет ли достроен "Северный поток - 2", после заявлений США и смиренного принятия факта всеми остальными можно считать завершенными. Газопровод достроят, и он станет большим гвоздем в крышку гроба украинской газовой магистрали.

Тем временем кто-то называет достройку этого газопровода "капитуляцией" перед Путиным, а кто-то — "подрывом коллективной безопасности" западного мира. Но если смотреть на этот вопрос не с точки зрения кремлевских башен, капитолийских холмов и Бундестага, а объективно взглянуть на него с печерских холмов, то получится, что Украина стала объектом, а не субъектом крупного геополитического контракта. Он имеет вполне определенную цену. Цену, которая выражена не количеством слов в пафосных заявлениях о поддержке и не грезами о ПДЧ. Это вполне реальная цена экономических потерь, которые положит Украина на алтарь крупной сделки крупнейших мировых центров влияния.

Итак, попробуем посчитать реальные денежные потери Украины в случае запуска "Северного потока - 2" в многолетней перспективе.

Ресурс, который мы теряем

Газопровод через Украину состоит из нескольких трубных ветвей, которые суммарно рассчитаны на прокачку 200 млрд кубов газа. Также в систему входят подкачивающие станции и подземные газохранилища, с помощью которых происходит компенсация пиковых потреблений. Эта система строилась Советским Союзом в 70-80 годах ради удовлетворения законтрактованных Европой потребностей в голубом топливе. Именно 200 млрд кубов были тем объемом рынка, который имел СССР в Европе. Примерно таким остается и рынок "Газпрома" сейчас.

То есть система была сбалансированной и не требовала каких-либо отдельных мощностей. Однако Россия довольно скоро после завершения существования СССР начала реализовывать альтернативные проекты доставки российского газа европейским потребителям. И скоро стало понятно, что это большая стратегия. Какую понимали, такое впечатление, везде, кроме Украины, где продолжали смеяться над попытками обойти мощную украинскую магистраль, которая рожала тем временем новых и новых украинских олигархов.

Читайте также: "Северный поток - 2" на старте: Что спасет Украину.

Однако все эти "Ямал — Европа", "Турецкий поток", "Голубой поток", "Северный поток" и впоследствии "Северный поток - 2" поставили Украину в условия, когда радоваться стало практически нечем. Ведь суммарно они могут тянуть практически ту же мощность транзита, что и украинская труба.

Фактически Россия пользовалась бизнес-жилкой европейцев, для которых каждая следующая ветвь была просто "выгодным проектом". И даже если бы не появился СП-2, на его месте рано или поздно был бы какой-то другой. Но его появление — вполне логичный результат нескольких факторов: упрямства, наглости и давления России, уступчивости Европы и пассивной и беспомощной позиции Украины, которая не предоставила никаких аргументов Европе, кроме тех, что для самой Украины СП-2 крайне опасен и невыгоден. При отсутствии хотя бы одного из этих факторов сеть российских обходных трубопроводов, возможно, не была бы реализована или, по крайней мере, была бы отложена еще на пару десятилетий.

Поэтому считать убытки придется именно сейчас.

Какие деньги теряет Украина из-за "Северного потока - 2"

Большая часть российского транзита отпала еще задолго до СП-2, который просто становится последней каплей. Сейчас мы имеем пятилетний контракт украинского "Нафтогаза" с российским "Газпромом" на прокачку через Украину примерно 45 млрд кубов в год. То есть за каждый год максимально мы получим за транзит около 1,5 млрд долларов. Но при полной загруженности трубы эта цифра была бы в четыре раза больше. Вместо $1,5 млрд — как минимум $6 млрд.

Конечно, эти прикидки являются достаточно условными и могли бы зависеть от многих факторов. Однако дают возможность представить масштаб потерь Украины.

Слабым утешением был выигрыш Украины в Стокгольмском арбитраже. Он принес нам около $3 млрд разовой компенсации от РФ за нарушение условий контрактов на транзит. С одной стороны, это дополнительные деньги в бюджет и бонусы топ-менеджерам НАК. С другой — потерянная возможность получить большие объемы транзита и, соответственно, дополнительно $1-1,5 млрд. Ежегодно. Впрочем, этот вопрос в условиях войны с Россией нельзя рассматривать только с экономической точки зрения, ведь увеличение транзита вызвало дополнительные требования и ставило Украину в большую политическую зависимость.

Но и нынешние 1,5 млрд долл. — это не совсем чистая прибыль. Это, скорее, нулевая отметка доходности, поскольку, по мнению экспертов, именно в такую сумму обходится Украине в год содержание и обслуживание газопроводов. То есть о прямом доходе для государства речь не идет. Эти $1,5 млрд можно считать лишь как косвенные вливания в экономику: на технологические процессы, зарплаты работников и содержание структуры "Нафтогаза".

И наименьшее снижение транзита изменит баланс системы в сторону убытков для страны. Сейчас подписанный на грани 2019-2020 годов пятилетний контракт гарантирует нам прокачку в среднем 45 млрд кубов, что позволит сохранять точку безубыточности. Однако дальнейшие перспективы украинской трубы являются довольно пессимистичными.

Можно ли спасти украинскую трубу от превращения в металлолом

Сама по себе газовая труба является ценным активом, только если через нее прокачивается газ. И в размерах, которые не меньше зафиксированных в нынешнем пятилетнем контракте.

Если объем прокачки уменьшится до 25-30 млрд кубов в год, как то прогнозируют за "поребриком", государство будет вынуждено дотировать трубу из средств налогоплательщиков. И тогда встанет вопрос, нужно ли ее действительно удерживать или проще будет остановить.

Положительным в этом вопросе является то, что зависимость от украинского трубопровода еще некоторое время будет оставаться. Но его роль из ведущей газовой магистрали в Европу сведется просто к инструменту балансировки других трубопроводов. Фактически это уже произошло.

По мнению оптимистичных украинских аналитиков, это дает трубе шанс на существование еще на 15-20 лет. И в лучшем случае все будет происходить на условиях нулевой доходности. Но когда этот срок истечет, а транзит в Европу будет балансироваться благодаря развитию сети снабжения сжиженного природного газа, потребность в украинском трубопроводе окончательно отпадет. И весь это массив советского наследия станет просто памятником бывший транзитной мощности.

Но есть еще один важный неприятный момент — поставка газа украинским потребителям. Особенно на предприятия, расположенные на востоке. И если прекратится транзит и содержание трубы станет экономически невыгодным, а Россия просто закрутит вентиль на границе, придется искать способы, как развернуть магистраль в обратную сторону. Чтобы купленный в Европе российский газ, поставленный туда всеми этими "потоками", вернуть с западных границ в сторону востока. Стоимость и целесообразность этого проекта трудно подсчитать. Но это точно не будет дешево.

Эти средства также гипотетически можно списывать на общие потери государства Украина, которые мы пытаемся постичь в рамках проекта "смерть украинской трубы".

И это речь только о потерянных деньгах.

Читайте также: В Украинском институте будущего объяснили изменение позиции США относительно "Северного потока - 2".

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme