Глобальная люстрация: Зачем Венецианская комиссия дает шанс украинским "ватникам"

Венецианская комиссия обнародовала критические выводы по законопроекту №9081, устанавливающему 10-летний запрет на баллотирование членам пророссийских партий. Впрочем, общество требует полной люстрации друзей кремля. Как решить эту дилемму?

Политический обозреватель
Глобальная люстрация: Зачем Венецианская…
Венецианская комиссия раскритиковала законопроект о люстрации пророссийских политиков. Фото: ZN.ua

Три законопроекта о запрете баллотироваться Левочкину и Бойко

Заключение Венецийки касается законопроекта №9081 "О внесении изменений в некоторые законы Украины (об ограничении участия лиц, связанных с политическими партиями, деятельность которых запрещена, в управлении государством)", зарегистрированного 6 марта этого года. Документ подготовлен группой авторов, преимущественно "слугами народа", во главе с Галиной Янченко. У него есть два альтернативных законопроекта №9081-1 и №9081-2, внесенных соответственно группой депутатов во главе со "слугой" Виталием Безгиным и персонально внефракционным нардепом Антоном Яценко. Сначала обратимся к основным новелам законопроекта, по которому сделан вывод.

Авторы предлагают дополнить Избирательный кодекс целым рядом статей, устанавливающих запрет на выдвижение кандидатами и избрание депутатами граждан, которые на момент введения в Украине военного положения были народными депутатами Украины, депутатами местного совета или сельскими, поселковыми, городскими головами, избранными от партии, деятельность которой запрещена. В Украине, напомним, это: "Оппозиционная платформа – За жизнь", "Оппозиционный блок", Социалистическая партия, Партия Шария, Компартия, "Наши", Партия регионов, "Социалисты", "Держава", "Блок Сальдо", " Союз левых сил", "Русь единая", "Счастливая Украина", "Левая оппозиция", "Справедливость и развитие", Прогрессивная социалистическая партия, Рабочая партия Украины (марксистско-ленинская), "Великая Украина". Большинство из перечисленных партий не имели своих депутатов, однако некоторые из них суммарно составляли в отдельных местных советах чуть ли не половину депутатского корпуса. Десятилетнее ограничение на баллотирование с момента прекращения или отмены военного положения в Украине устанавливается в изменениях в заключительные и переходные положения Избирательного кодекса. Также законодатели предлагают изменения, регулирующие соблюдение кандидатами и ЦИК требований данного закона.

А сейчас кратко взглянем на альтернативные законопроекты. Первый из них, №9081-1, устанавливает запрет на баллотирование в президенты лиц, которые на момент начала временной оккупации российской федерацией отдельных территорий Украины и до момента полного восстановления государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями, были независимо от срока действия соответствующего мандата (мандатов), народными депутатами, депутатами местного совета или сельскими, поселковыми, городскими головами, избранными от запрещенных партий. Поскольку начало временной оккупации украинских земель мы отчисляем от аннексии Крыма, можно предположить, что под запрет баллотироваться в президенты попадают все, кто связан еще с Партией регионов. Что касается запретов для кандидатов в депутаты, то в этом законопроекте они идентичны №9081, только прописаны немного другими словами.

Авторы предлагают изменения еще к нескольким законам. В частности, лицам, которые к началу временной оккупации отдельных территорий были членами фракций запрещенных партий, сельскими, городскими головами, возбраняется входить в состав правительства и становиться государственными чиновниками категории "А". Другая интересная новелла – Центризбирком обязан составить и обнародовать перечень лиц, попадающих под ограничения. То есть, в целом этот законопроект выглядит даже более жестким, чем документ, который рассматривали в Венецианской комиссии.

Законопроект Антона Яценко ограничивает участие в управлении государством лиц, связанных с политическими партиями, деятельность которых с момента провозглашения независимости Украины привела к развертыванию полномасштабного военного вторжения государства-агрессора на нашу территорию. То есть, Яценко предлагает расширить люстрацию на всех, кто в течение 30 лет независимости находился у власти. В том числе на "слуг народа". О чем прямо пишет в пояснительной записке к законопроекту. По всей видимости, не стоит даже предполагать, что этот документ попадет в сессионный зал.

Что не понравилось Венецианской комиссии и как с этим справиться

По мнению юристов из Европы, срок ограничения на баллотирование в 10 лет является "неоправданно длительным". Они считают, что в мирное время такие ограничения должны оставаться только для лиц, которые по решению соответствующих судов представляют наибольшую угрозу демократии и нацбезопасности Украине. Кроме того, европейские юристы предлагают ввести адекватные критерии и эффективную индивидуальную оценку, что ограничит право быть избранным только для тех политиков, чьи деятельность и высказывания ставили под угрозу нацбезопасность и государственную целостность демократического государства. Также они хотят, чтобы люди, которые попадают под ограничения, получили все процессуальные гарантии при оценке, включая достаточно обоснованное решение и возможность обжаловать ограничения прав, обратившись в суд. Проще говоря, чтобы эти люди несли не коллективную ответственность, а индивидуализированную.

Сходные оговорки были у Венецианской комиссии и к закону об очищении власти. Но полномасштабная война, в ходе которой инициировались законопроекты об ограничении права участвовать в выборах для представителей пророссийских партий, и постмайданная люстрация – кардинально разные ситуации. К сожалению, европейские законники это учли лишь частично, поступая как обычные бюрократы. Они признают за Украиной возможность ограничивать избирательное право определенной части своих граждан, это уже прогресс, однако не понимают, что мягкая люстрация не будет восприниматься подавляющим большинством украинцев. Depo.ua еще в апреле прошлого года, когда в Верховной Раде прекратили деятельность фракции ОПЗЖ, отмечал: только этим ограничиться невозможно, ведь общество стремится видеть глобальную люстрацию пророссийских политиков. С тех пор она так и не свершилась. В то же время граждане удостоверяются, как остатки ОПЗЖ подставляют "слугам" плечо во время голосований в парламенте. Некоторые из этих деятелей попадают под горячую руку следственных органов, как Нестор Шуфрич или Александр Пономарев, которым инкриминируют госпредательство, но это скорее исключение, а не правило.

Когда в марте появились законопроекты о запрещении пророссийским политикам баллотироваться и работать в правительстве, закрались крамольные мысли. К примеру, не шла ли речь о хитрой комбинации – чтобы не критиковали власть за нежелание забирать мандаты у нужных для подголосования нардепов от экс-ОПЗЖ, законодатели предложили не пускать этих деятелей в следующие депутатские каденции. А эту уж пусть досидят. Или другая крамольная мысль: было очевидно, что Венецианская комиссия раскритикует ограничение избирательных прав отдельных категорий граждан, после чего законопроекты либо вообще снимут с повестки дня, либо отправят на длительную доработку. Мол, хотели, пытались, но европейские юристы воспрепятствовали.

Отогнать эту "зраду" по силам только украинским депутатам и дипломатам. Вывод Венецианки на проект №9081 – хороший повод системно поговорить об отношениях Украины с этим юридическим институтом. Тем более, на пути к обретению полноправного членства в Евросоюзе Киеву нужно снять любые недоразумения с европейскими структурами. Да, в ЕС обычно не одобряют, когда что-то принимается вопреки выводам Венецианки, но даже там признают – ситуация в Украине уникальная. Эта уникальность проявляется в том, что украинский народ не примет половинчатую люстрацию. Во-первых, все хорошо помнят, что постмайданное очищение власти не поставило запрет служкам режима Януковича избираться в разные органы власти, и в итоге это привело к усилению позиций пророссийских сил. А после полномасштабного вторжения – к значительному количеству фактов коллаборационизма. Не закрыть лазейку означает повторять те же ошибки. Во-вторых, очень много горя принесли украинцам российские оккупанты и их местные пособники, чтобы просто забыть и простить. Поэтому дипломатам нужно объяснять нашим европейским партнерам, что здесь мы будем настаивать на своем. В то же время к другим критическим замечаниям готовы прислушаться. В конце концов, в выводах высказываются советы, а не императивы, обязательные к исполнению.

По большому счету, какой из законопроектов – Янченко, Безгина или какой-то дополненный, но с теми же новеллами – примет парламент, это уже детали, главное, чтобы власть проявила политическую волю и решительность в осуществлении люстрации. А еще – чтобы с повестки дня украинской политики сняли окончательно и безвозвратно любые попытки возродить партии для "ватников".

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme