Доступное жилье для украинцев: Дает ли его новый закон и почему в этом документе — о трамвае и ковиде

Вступил в силу Закон о внесении изменений в Государственный бюджет Украины на 2021 год относительно внедрения финансово-кредитных механизмов обеспечения граждан Украины жильем. Документ — базовый и в нем почти нет информации о том, как купить жилье при поддержке государства. К тому же заложенные им изменения удастся ввести, в лучшем случае, к концу года

Политический обозреватель, журналист отдела «Власть»
Доступное жилье для украинцев: Дает ли е…

Первые статьи обнародованного закона №1434-IX меняют объемы бюджетных доходов и расходов и повышают объем государственных гарантий по ценным бумагам. Бросается в глаза, что целый ряд норм закона имеет отметку "в виде исключения". Скажем, кроме "профильного" жилищного вопроса закон предусматривает "как исключение из норм Бюджетного кодекса" выделение из бюджета государства средств на закупку новых трамваев для Днепра и Кривого Рога в сумме 1,2 млн. грн и на приобретение коммунальной техники — в сумме 100 тыс. грн. Или "как исключение ст. 23 Бюджетного кодекса" определяет распределение бюджетных назначений на мероприятия, связанные с борьбой с коронавирусом, и тому подобное.

Откуда возьмут деньги на доступное жилье

И все же главное в законе — не "бонусы" малой родине президента, а обещания доступного собственного жилья для украинцев, которые до сих пор его не имеют. Документ дает право Министерству финансов (по отдельному, еще отсутствующему решению Кабинета министров) выпускать облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ) с последующим их приобретением в государственную собственность. Далее эти бумаги должны обменять на облигации дополнительной эмиссии частного акционерного общества "Украинская финансовая жилищная компания" (ЗАО "Укрфинжилье", УФЖК).

Средства, которые должны появиться в новой компании в результате этих операций, как раз и должны направить на обеспечение граждан жильем и урегулирование финансового состояния Государственного ипотечного учреждения (ГИУ), которое  закон "присоединяет" к "Укрфинжилью". ГИУ поглощают со всеми ее долгами: за I квартал 2021 года учреждение показало убыток в 91 млн грн. На конец марта активы ГИУ составляли 2,4 млрд грн, долгосрочные обязательства — 2,93 млрд грн. Собственный капитал — "минус" 2,42 млрд грн. Отметим, что ГИУ сильно пострадала в результате банковского кризиса 2014-2015 годов.

Предельная сумма, на которую Минфин может выпустить облигации, предусмотрена законом в 20 млрд грн. Но вряд ли эти деньги будут направлены на жилищные программы: УФЖК как правопреемник ГИУ должен будет погашать долги учреждения, которое ликвидируется. И, учитывая нынешние средние проценты по облигациям в 7-10%, ресурс, который закон предлагает привлечь в жилищные программы, дешевым не назовешь. Выгодна ли такая операция для государства — вопрос риторический. Как и другой: эффективность с точки зрения интересов государства лизинговых программ, которые реализует ГИУ. Несложные подсчеты показывают, что лизинг с применением льготных процентов для ряда профессиональных групп — это фактически покупка государством одной квартиры по цене двух.

Вызывает удивление и то, что к институту, созданному Министерством финансов лишь 24 декабря 2020 года, который еще и не начинал работать и даже за полгода не обзавелся сайтом в интернете (интересно, имеет ли УФЖК лицензии на планируемые виды деятельности — кредитование и лизинг) присоединяют игрока рынка жилья, который имеет более или менее успешный, но все же опыт реализации жилищных программ с 2004 года.

Причем присоединение это будет проведено тоже "как исключение из частей второй и третьей статьи 104 Гражданского кодекса Украины, в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины". Вопрос к юристам: может ли закон или правительственный "порядок" отменять, хотя бы ситуативно, действие основополагающего документа, которым является кодекс? Ведь в процессе присоединения Государственного ипотечного учреждения к частному акционерному обществу "Украинская финансовая жилищная компания" "положения частей второй и третьей статьи 104 настоящего Кодекса не применяются".

Когда реально заработает закон

Следующее, о временных рамках. Закон поручает Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку разработать порядок присоединения ГИУ к "Укрфинжилью". Понимая, какие темпы работы обычно присущи нашим государственным учреждениям, можно предположить, что завершение процесса присоединения к концу этого года будет успехом чиновников. В свою очередь, Кабинет министров должен в течение двух месяцев со дня опубликования этого закона принять постановления, необходимые для запуска механизмов обеспечения граждан жильем.

Разве что будет иметь место "волшебный толчок" с Банковой, если граждане спросят у нее: где же обещанное доступное жилье. И тогда специалисты ждут начала реальной работы новой структуры не ранее последнего квартала 2021 года.

При этом только практика докажет способность ЧАО "Украинская финансовая жилищная компания" стать эффективным посредником между государством с его средствами и гражданином с его жилищной необходимостью. Настораживает то, что УФЖК все еще не успела начать работать по основному профилю, обеспечивая людей жильем (только набрала аппарат и обеспечила наполнение уставного капитала компании из бюджета Украины в объеме 10 млн грн), как уже лишилась своего первого руководителя. Василий Шкураков до прихода в УФЖК занимал должность заместителя министра финансов, а на новой должности запомнился разве что слишком оптимистичными статьями в некоторых СМИ о скором будущем украинцев в собственном жилье. Между тем, по данным его декларации на сайте НАПК, за пять рабочих дней декабря 2020 года, когда было создано и начало отсчет своего существования "Укрфинжилье", зарплата руководителя составила 36,364 грн. В середине мая господин Шкураков тихо, без огласки покинул должность, так и не воплотив мечты сотен тысяч семей в жизнь. Кто знает, где теперь будут реализовываться его менеджерские таланты. Может ему там это удастся ...

Зато с середины мая о доступном жилье заботиться новый генеральный директор "Укрфинжилья", Виктор Катренич. По данным из открытых источников, человек с такими именем и фамилией работал заместителем начальника и начальником Энергетической таможни Государственной таможенной службы, откуда уволился 5 апреля 2021 года. Есть еще физическое лицо — предприниматель из Ивано-Франковска с такими же персональными данными. Его деятельность, а именно оптовая торговля автомобильными деталями, пока приостановлена.

Возвращаясь от персоналий к закону, отметим, что на основе принятого закона должна (видимо, в какой-то перспективе так и произойдет) заработать, основанная Минфином с известной, пожалуй, профильному министру целью, компания "Укрфинжилье", появившаяся в дополнение к тем, которые уже давно работают, — ГИУ, которая доживает свое, и "Госмолжилье".

Также с 2020 года по воле действующей государственной власти вопросами жилья занялась совсем уж непрофильная организация — Фонд развития предпринимательства: с его средств, предназначенных на поддержку бизнеса, осуществляется компенсация заемщикам процентов по банковской ипотеке до уровня 7%. Речь идет о разрекламированной программе ипотеки, по которой на 24 мая выдано до 305 кредитов. Программа эта, которая так и не стала популярной из-за сложности и завышенности критериев отбора заемщиков и объектов кредитования, не имеет никакого отношения ни к "Укрфинжилью", ни к закону, который мы рассматриваем. И пока так и неясно, каким механизмом ее планируют связать с УФЖК.

Об этой программе читайте в статье: Ипотека под 7%: Как государство под предлогом защиты украинцев без жилья будет помогать застройщикам

Итак, пока, даже несмотря на наличие нового закона, преждевременно говорить о "революции в сфере доступного жилья", о которой говорят представители действующей властной команды.

Это скорее закон о том, как слепить и переформатировать несколько ведомств. Ну и о выделении средств на трамваи. И о борьбе с ковидом — если раньше власть критиковали за строительство дорог за деньги из ковидного фонда, то теперь деньги на борьбу с ковидом предусмотрены в законе о внесении изменений в бюджет относительно внедрения финансово-кредитных механизмов обеспечения граждан Украины жильем. Ничего удивительного.

На самом деле закон №1434-IX является не более и не менее чем базовым документом, основой для дальнейшего принятия правительством и другими бюрократическими институтами постановлений и порядков, призванных реализовать на практике обещания по повышению доступности жилья, которые не первый месяц и год раздают руководители государства. Построена основа. Что власть на этой основе построит — покажет время. У чиновников оно точно есть. А есть ли оно у украинцев, нуждающихся в помощи в приобретении жилья — это уже вопрос не к законотворцам.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme