Реакция на санкции: Почему так быстро дорожает топливо на заправках

Бензины, дизель и автомобильный газ прибавляют в цене каждую неделю и вскоре могут пересечь психологическую отметку в 30 гривен за литр бензина или дизеля

Экономический и политический обозреватель
Реакция на санкции: Почему так быстро до…

Топливо на украинских АЗС дорожает с прошлого года. Особенно заметен рост цены на автомобильный газ, который с начала года прибавил в стоимости около четверти и достигает иногда уже 16 гривен за литр.

Конечно, на фоне скандалов с повышением тарифов на коммунальные услуги подорожание топлива не является катастрофическим явлением, ведь, на первый взгляд, касается далеко не всех. Однако в недалекой перспективе цифры на заправках легко конвертируются в увеличение стоимости продуктов питания, товаров широкого потребления и транспортных услуг — всего того, что потребляют и чем пользуются практически все украинцы, отмечает Depo.ua.

Операторы топливного рынка начали повышать цены еще в конце прошлого года. Так, в декабре, в последних числах месяца, мониторинг цен показал, что на АЗС произошел скачок.

Как подорожали бензин и дизельное топливо

Как констатировали эксперты консалтинговой группы "А-95", в сети Glusco топливо подорожало на 30 копеек за 1 литр: бензин А-92 — до 24,35 грн/л, А-95 — до 26,35 грн/л, дизтопливо — до 25,35 грн/л. На AMIC бензины подорожали в среднем на 18 коп/л, дизель — на 21 коп/л. На других сетевых АЗС также произошел рост — в среднем на те же 20-30 копеек. Но учитывая предновогодний ажиотаж, рынок это повышение проглотил. Как проглотил и январское подорожание на те же несколько десятков копеек.

Процесс не остановился и в феврале. Только за неделю, с 12 по 19 февраля, как констатировали в "А-95", розничные сети АЗС подняли цены на бензины и дизельное топливо на 20-70 коп/л. В сетях WOG и ОККО все виды топлива подорожали на 50 коп/л. А-92 — до 29,49 грн, А-95 — до 30,49 грн/л, ДТ — до 29,49 грн/л.

В сетях, торгующих более бюджетным топливом, также произошел рост. "БРСМ-Нафта" в среднем подняла цену на бензин на 21-24 коп/л, до 24,10 грн за литр бензина А-92 и до 25,10 грн/л за А-95. ДТ в этой сети подорожало до 24,00 грн/л (+56 коп/л до 12 февраля). Цены в сети Motto выросли в среднем на 35-55 коп.

Учитывая такие темпы подорожания горючего, уже весной можно ожидать пробития психологической отметки в 30 гривен. Причем не только на заправках верхнего уровня, где по некоторым позициям уже светятся ценники в 30 грн, но и на бюджетных АЗС.

Почему подорожали бензин и дизельное топливо

Итак, что давит на ценники на заправках? Эксперты объясняют, что на мировых рынках уже некоторое время наблюдается тенденция к росту стоимости нефти. "Нефтяное ралли", как его называют участники рынка, обуславливается несколькими факторами. Одним из них является очень медленное восстановление добычи в США, где этой зимой из-за холода произошло сокращение и возник определенный дефицит. Этот дефицит вызвал ажиотаж, что и вызвало рост цен. Саудовская Аравия, контролирующая значительную часть мирового рынка нефти, традиционно пытается стимулировать движение вверх.

Украинские торговцы топливом, конечно, радостно откликаются на подобные тенденции к росту. Даже тогда, когда они не всегда оправданы. А потом очень трудно идут на откат цены к предыдущим уровням.

Подобную ситуацию можно наблюдать, в частности, на примере сжиженного газа, который в последние годы стал очень популярным заменителем основных видов нефтяного топлива. И последнее повышение стоимости автогаза было вызвано не столько мировыми тенденциями, сколько возникновением определенного дефицита его объемов из-за недостаточного количества поставок. Этот дефицит вызвал логическое задирание ценников. Но при том что сейчас на оптовом рынке дисбаланс поставок выровнен и газ даже подешевел у оптовиков, розничные сети не спешат возвращаться к предыдущим уровням цен.

Похожую картину в ближайшем будущем мы сможем, вероятно, наблюдать и на примере дизельного топлива. Но поводом игры на повышение здесь может быть политический фактор. Речь идет о наложении санкций на компанию "ПрикарпатЗападтранс", которая совершает поставки ДТ на украинский рынок из России и Беларуси по трубопроводу.

Как на цены на топливо повлияла национализация нефтепровода Самара - Западное направление

Удар, что его Совет национальной безопасности и обороны Украины нанес по бизнесу, который ассоциируют с Виктором Медведчуком, вызвал немалое оживление на рынке топлива (и это притом что, по данным местных СМИ, в Новоград-Волынском районе на магистральном нефтепродуктопроводе, который планируется после санкций национализировать, продолжают откачивать нефтепродукты и заправлять автоцистерны). Ведь остановка поставок "по трубе" вызовет дефицит на рынке в размере примерно 50 тыс. тонн дизеля в месяц. Конечно, это не слишком критический объем, который мог бы при разумном подходе существенно повлиять на рынок, измеряемый более чем 350 тысячами тонн, поступающих как от местных переработчиков, так и в виде импорта из разных стран. Поэтому заместить "дыру" вполне могут как увеличение собственной переработки, так и более интенсивный импорт по железной дороге.

Однако, как мы увидели на примере значительно меньшего дефицита сжиженного газа, эта дыра — вполне оправданный способ давить на рынок. Тем более что введенные санкции и возможная остановка компании "ПрикарпатЗападтранс" наложились на существенное увеличение спроса на дизель, который вырос в январе 2021 года до 460 тыс. тонн в месяц. Тогда как в прошлом январе емкость рынка составила 380 тыс. тонн. Растущий ажиотаж, а также ожидания посевной кампании, когда потребление солярки стремительно увеличивается за счет аграриев, вполне могут подтолкнуть игроков поиграть в игру "плюс пару гривен к цене никто и не заметит".

Как отмечают экперты, рынок этого вида топлива в значительной степени контролирует группа "Приват" Игоря Коломойского. Она занимается как переработкой, так и импортом. И фактическое вытеснение структур, аффилированных с партнерами Медведчука, даст в руки "Привата" рычаги покачать рынок в своих интересах.

Выступит ли в этой игре государство в качестве сдерживающего фактора и применит ли свои рычаги влияния на аппетиты олигарха? Ответ на этот вопрос мы увидим уже скоро на ценниках АЗС.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme