Реакция на санкции: Почему так быстро дорожает топливо на заправках
Бензины, дизель и автомобильный газ прибавляют в цене каждую неделю и вскоре могут пересечь психологическую отметку в 30 гривен за литр бензина или дизеля
- Весь мир
-
23 февраля 2021 13:17
Топливо на украинских АЗС дорожает с прошлого года. Особенно заметен рост цены на автомобильный газ, который с начала года прибавил в стоимости около четверти и достигает иногда уже 16 гривен за литр.
Конечно, на фоне скандалов с повышением тарифов на коммунальные услуги подорожание топлива не является катастрофическим явлением, ведь, на первый взгляд, касается далеко не всех. Однако в недалекой перспективе цифры на заправках легко конвертируются в увеличение стоимости продуктов питания, товаров широкого потребления и транспортных услуг — всего того, что потребляют и чем пользуются практически все украинцы, отмечает Depo.ua.
Операторы топливного рынка начали повышать цены еще в конце прошлого года. Так, в декабре, в последних числах месяца, мониторинг цен показал, что на АЗС произошел скачок.
Как подорожали бензин и дизельное топливо
Как констатировали эксперты консалтинговой группы "А-95", в сети Glusco топливо подорожало на 30 копеек за 1 литр: бензин А-92 — до 24,35 грн/л, А-95 — до 26,35 грн/л, дизтопливо — до 25,35 грн/л. На AMIC бензины подорожали в среднем на 18 коп/л, дизель — на 21 коп/л. На других сетевых АЗС также произошел рост — в среднем на те же 20-30 копеек. Но учитывая предновогодний ажиотаж, рынок это повышение проглотил. Как проглотил и январское подорожание на те же несколько десятков копеек.
Процесс не остановился и в феврале. Только за неделю, с 12 по 19 февраля, как констатировали в "А-95", розничные сети АЗС подняли цены на бензины и дизельное топливо на 20-70 коп/л. В сетях WOG и ОККО все виды топлива подорожали на 50 коп/л. А-92 — до 29,49 грн, А-95 — до 30,49 грн/л, ДТ — до 29,49 грн/л.
В сетях, торгующих более бюджетным топливом, также произошел рост. "БРСМ-Нафта" в среднем подняла цену на бензин на 21-24 коп/л, до 24,10 грн за литр бензина А-92 и до 25,10 грн/л за А-95. ДТ в этой сети подорожало до 24,00 грн/л (+56 коп/л до 12 февраля). Цены в сети Motto выросли в среднем на 35-55 коп.
Учитывая такие темпы подорожания горючего, уже весной можно ожидать пробития психологической отметки в 30 гривен. Причем не только на заправках верхнего уровня, где по некоторым позициям уже светятся ценники в 30 грн, но и на бюджетных АЗС.
Почему подорожали бензин и дизельное топливо
Итак, что давит на ценники на заправках? Эксперты объясняют, что на мировых рынках уже некоторое время наблюдается тенденция к росту стоимости нефти. "Нефтяное ралли", как его называют участники рынка, обуславливается несколькими факторами. Одним из них является очень медленное восстановление добычи в США, где этой зимой из-за холода произошло сокращение и возник определенный дефицит. Этот дефицит вызвал ажиотаж, что и вызвало рост цен. Саудовская Аравия, контролирующая значительную часть мирового рынка нефти, традиционно пытается стимулировать движение вверх.
Украинские торговцы топливом, конечно, радостно откликаются на подобные тенденции к росту. Даже тогда, когда они не всегда оправданы. А потом очень трудно идут на откат цены к предыдущим уровням.
Подобную ситуацию можно наблюдать, в частности, на примере сжиженного газа, который в последние годы стал очень популярным заменителем основных видов нефтяного топлива. И последнее повышение стоимости автогаза было вызвано не столько мировыми тенденциями, сколько возникновением определенного дефицита его объемов из-за недостаточного количества поставок. Этот дефицит вызвал логическое задирание ценников. Но при том что сейчас на оптовом рынке дисбаланс поставок выровнен и газ даже подешевел у оптовиков, розничные сети не спешат возвращаться к предыдущим уровням цен.
Похожую картину в ближайшем будущем мы сможем, вероятно, наблюдать и на примере дизельного топлива. Но поводом игры на повышение здесь может быть политический фактор. Речь идет о наложении санкций на компанию "ПрикарпатЗападтранс", которая совершает поставки ДТ на украинский рынок из России и Беларуси по трубопроводу.
Как на цены на топливо повлияла национализация нефтепровода Самара - Западное направление
Удар, что его Совет национальной безопасности и обороны Украины нанес по бизнесу, который ассоциируют с Виктором Медведчуком, вызвал немалое оживление на рынке топлива (и это притом что, по данным местных СМИ, в Новоград-Волынском районе на магистральном нефтепродуктопроводе, который планируется после санкций национализировать, продолжают откачивать нефтепродукты и заправлять автоцистерны). Ведь остановка поставок "по трубе" вызовет дефицит на рынке в размере примерно 50 тыс. тонн дизеля в месяц. Конечно, это не слишком критический объем, который мог бы при разумном подходе существенно повлиять на рынок, измеряемый более чем 350 тысячами тонн, поступающих как от местных переработчиков, так и в виде импорта из разных стран. Поэтому заместить "дыру" вполне могут как увеличение собственной переработки, так и более интенсивный импорт по железной дороге.
Однако, как мы увидели на примере значительно меньшего дефицита сжиженного газа, эта дыра — вполне оправданный способ давить на рынок. Тем более что введенные санкции и возможная остановка компании "ПрикарпатЗападтранс" наложились на существенное увеличение спроса на дизель, который вырос в январе 2021 года до 460 тыс. тонн в месяц. Тогда как в прошлом январе емкость рынка составила 380 тыс. тонн. Растущий ажиотаж, а также ожидания посевной кампании, когда потребление солярки стремительно увеличивается за счет аграриев, вполне могут подтолкнуть игроков поиграть в игру "плюс пару гривен к цене никто и не заметит".
Как отмечают экперты, рынок этого вида топлива в значительной степени контролирует группа "Приват" Игоря Коломойского. Она занимается как переработкой, так и импортом. И фактическое вытеснение структур, аффилированных с партнерами Медведчука, даст в руки "Привата" рычаги покачать рынок в своих интересах.
Выступит ли в этой игре государство в качестве сдерживающего фактора и применит ли свои рычаги влияния на аппетиты олигарха? Ответ на этот вопрос мы увидим уже скоро на ценниках АЗС.
Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua
Все новости на одном канале в Google News
- 21:27Позволяет сохранить жизнь пулеметчика: нацгвардейцы получили боевой модуль дистанционного управления "Wolly"
- 20:27Виталий Кличко: В Киеве провели для раненых защитников "Рыбалку с пикником"
- 17:21 На Харьковщине оккупанты ударили по вокзалу: Есть раненые
- 17:06Эксперт: СБУ расширила перечень целей по которым бьет в рф – настал черед крупных нефтебаз
- 16:31Агент фсб, который "срисовал" укрепрайоны на Харьковщине, сел на 15 лет
- 13:10"Приходьте люди на вечір у Клюб": Олег Скрипка приглашает на грандиозный юбилейный концерт в честь своего 60-летия
- 11:40Из-за обстрела пострадала ветровая электростанция на юге, — Минэнерго
- 10:53Папа Римский Франциск призвал все воюющие страны искать переговоров и мира
- 10:01СБУ заявила об успешном задержании российского "крота" в Силах обороны на Харьковщине ФОТО
- 09:03Черкасщина подверглась воздушной атаке, повреждена критическая инфраструктура
- 08:41В Харьковской области враг массированно применил УАБы: Данные Синегубова
- 08:18В Днепропетровской области от обстрела загорелся газопровод, поврежден памятник
- 23:44На аукцион выставили гитару Джона Леннона, которая 50 лет лежала на чердаке
- 23:15В МИДе разъяснили решение правительства по паспортам мужчинам за рубежом
- 22:09В течение суток на фронте было 84 боевых столкновений, — Генштаб
- 21:05Высший антикоррупционный суд признал Валерия Пацкана невиновным и закрыл дело против него
- 20:45Мужчинам мобилизационного возраста будут выдавать паспорта только в Украине: постановление правительства
- 20:16К предстоящему бою Александра Усика и Тайсона Фьюри привлечено внимание всего мира PROMO
- 19:03Штрафы до 1,7 млн грн, принудительный возврат громаде, – в КГГА предлагают строже наказывать за преступления против культурного наследия