Блинкен в Киеве и скрытые е-декларации: Почему "слуг народа" не пугает политический кризис

Украинцы возмутились решением нардепов лишь частично открыть е-декларации. Неудивительно, что петиция с просьбой к президенту заветировать принятый закон за три часа собрала нужные 25 тыс. подписей. А вот реакция наших партнеров, очень чувствительных к антикоррупционной теме, оказалась на удивление спокойной. Вопрос – почему?

Политический обозреватель
Блинкен в Киеве и скрытые е-декларации:…
Депутаты отложили публичность деклараций чиновников на год. Фото: УНИАН

Как парламентарии приняли скандальные законы

Коллективный Запад вместе с украинскими общественными организациями упорно требовали от власти возобновить электронное декларирование госчиновников в том виде, как это было до войны. Depo.ua в свое время подробно анализировал, почему декларации закрыли и чем мотивировали нежелание их открывать. Однако под давлением непреодолимых обстоятельств, а именно требования МВФ и ожидаемого прогресса по поводу начала переговоров о членстве с ЕС, власти спохватились и 26 июля приняли за основу законопроект №9534, предусматривавший возобновление декларирования. 5 сентября документ приняли голосами 329 депутатов. Однако все завершилось громким скандалом, ведь открытый доступ к декларациям всех чиновников откладывается на год со дня вступления закона в силу. Глава антикоррупционного комитета Рады Анастасия Радина предложила открыть декларации сразу, но ее правку поддержали лишь 199 нардепов, из них менее половины фракции "слуг народа" — 117 из 235. Интересно посмотреть, как голосовали ключевые фигуры в парламентской команде "зеленых": Давид Арахамия, а также его заместители Андрей Мотовиловец и Артем Культенко отсутствовали, как и спикер Руслан Стефанчук, три заместителя председателя фракции Юрий Кисель, Вадим Струневич и Павел Сушко не голосовали, Ольга Савченко воздержалась, шестеро замов Арахамии были "за". Как и вице-спикер Александр Корниенко. То есть поделились почти пополам.

Но отсрочка с открытием деклараций – не единственный фокус в исполнении депутатов в тот день. Перед голосованием за законопроект №9534 законодатели 305 голосами приняли законопроект №9587-д о внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях, который поддерживало НАПК, однако с поправкой №25, инициированной нардепом от запрещенной "ОПЗЖ" Григорием Мамкой. Звучит она так: "Если лицо, подвергнутое административному взысканию за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями первой и/или четвертой статьи 172-6 настоящего Кодекса, уплатило соответствующий штраф, это лицо считается не подвергнутым административному взысканию". В переводе на человеческий язык: если декларант соврал об имуществе на сумму 1,3 млн грн, он уплачивает штраф 17 тыс. грн и не считается лжецом. За правку Мамки "слуги" голосовали активнее, чем за предложение коллеги Радиной: на зеленую кнопку нажали 177 членов монобольшинства. Здесь и Арахамия, и Мотовиловец, и Культенко, и Кисель, и Сушко, и Савченко, и большинство тех, кто чуть позже поддержит открытие деклараций прямо сейчас. И никто из монобольшинства не был против, разве что воздержался. Как, впрочем, и во всем составе парламента. О чем это может свидетельствовать?

Во-первых, Мамкина правка могла быть тем консенсусом в сессионном зале, благодаря которому за законопроект №9534 собрали такое количество голосов. Во-вторых, сравнение двух голосований дает основания предполагать, что речь идет не о самодеятельности отдельно взятых нардепов, которые дружно решили, что открывать декларации для общественности не ко времени, а о целенаправленной акции, за которой просматривается интерес Банковой. В монобольшинстве, конечно, есть депутаты, которые позволяют себе выкидывать фортеля или плодить законодательный спам, однако голосование по вопросам, касающимся евроинтеграционных документов и войны, контролируется.

Проглотит ли Запад филькино е-декларарирование

В чем же интерес Банковой, если отсрочка открытия деклараций и индульгенция для лжецов в 17 тыс. грн повлекли за собой крайне негативную реакцию общества? Петиция на сайте президента с требованием наложить вето на закон с переносом открытия е-деклараций за три часа набрала нужные для реагирования 25 тыс подписей. Антикоррупционные организации совершенно справедливо подняли шум об опасности для нашей евроинтеграции. Одним словом, имиджу власти нанесен значительный ущерб. Теперь мяч на поле президента Владимира Зеленского, который может ветировать оба скандальных документа или один из них. Или подписать законы, тем самым подтвердив, что 5 сентября нардепы голосовали так, как требовалось президентскому Офису. Какой вариант выберет Владимир Александрович?

Зеленский уже отреагировал на решение парламента. Говорит: примет свое после консультаций с вице-премьером по евроинтеграции Ольгой Стефанишиной. То есть член правительства должна опросить ключевых фигурантов из числа наших западных партнеров — что нам будет за такое искаженное е-декларирование. Примечательно, что до сих пор никто из статусных "слуг народа" не дал публичного объяснения, зачем было откладывать открытие реестра на год. Да и эта правка, в отличие от правки Мамки, не имеет авторства – бюрократическим языком это "текст закона в редакции профильного комитета парламента". Ну и вряд ли Стефанишина будет рассказывать Брюсселю или МВФ настоящую логику произошедшего. Что власть напугана перспективой, как фигурантов реестра деклараций — депутатов и чиновников — будут разбирать по косточкам, а нажитое ими непосильным трудом во время войны имущество и состояние вызовут шок у граждан. Очевидно, что обнародование е-деклараций станет серьезным дестабилизирующим фактором, масштабы и влияние которого, по мнению общества, сейчас трудно оценить. Но, с другой стороны, никуда не делись требования Евросоюза относительно обретения Украиной членства в этом объединении. Как и "маяки" от МВФ по поводу условий финансовой помощи нашему государству. То есть у Зеленского дилемма – предполагаемый внутренний политический кризис или торможение евроинтеграции в результате хитрости Киева с выполнением требований – и нужно что-то выбирать. Однако остается и третий вариант – Запад может молча, или по крайней мере без строгих выводов проглотить случившееся в Раде 5 сентября. Конечно, Зеленский хотел бы услышать такие новости от Стефанишиной.

Здесь следует остановиться на двух моментах. Первый: голосование за "теневое" декларирование состоялось накануне визита в Киев главы Госдепа США Энтони Блинкена. Учитывая настойчивость американцев на борьбе с коррупцией в Украине, решения, принятые 5 сентября, напоминают пощечину. Но во время гостин Блинкен ни словом не упомянул об истории с е-декларированием. Пожалуй, чтобы не портить позитивный настрой визита: все его публичные заявления касались помощи Украине или военной тематики. Однако нельзя исключать, что за глаза тема поднималась. Блинкен заявил: цель его приезда – подтвердить поддержку Украины в Соединенных Штатах. Также он вспомнил, что в скором времени состоится встреча американского и украинского президентов. Когда именно, не уточняется, однако к встречам такого уровня обычно готовятся важные решения и "округляются" острые углы. Таким острым углом и есть закрытое для общественности декларирование состояния чиновников. Но под "округлением" не обязательно понимается, что Зеленский завтра ветирует результаты депутатского творчества. Скорее, несмотря на масштабное возмущение украинцев, из вето он не будет спешить до последнего – а вдруг зайдет упомянутый третий вариант? Западная бюрократия прагматична: все же лучше декларировать хоть как-то, чем никак. Интересно здесь выглядит и молчание Блинкена. Как легитимизация Белым домом решением Верховной Рады. Конечно, это не так, но борцы за президентское вето, по-видимому, все же ждали другой реакции от высокого гостя.

Второй момент – промолчали послы "Большой семерки", представители МВФ и Евросоюза, которые обычно оперативно реагируют на попытки украинской власти обмануть их. То бишь или ждут аргументы Банковой, которые им перескажет госпожа Стефанишина, и публично будут реагировать после этого, или будут реагировать не заявлениями, а определенными шагами. В текущем месяце планируется очередная миссия МВФ. В октябре ЕС представит предложения по расширению, что ускорит интеграцию нынешних кандидатов на вступление в ЕС. В этом контексте европартнеры оценят темпы выполнения Украиной критериев относительно членства. Попробуем спрогнозировать дальнейшие действия: если США и ЕС согласятся сойтись посредине с украинскими властями в вопросе сроков открытия е-декларирования, для народа информация о состоянии чиновничьей братии останется закрытой еще год. Если же от Киева потребуют сделать декларации доступными немедленно, тогда появится президентское вето. В случае развития ситуации по второму сценарию украинцы увидят совсем другие, чем в этот вторник, результаты голосования монобольшинства.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme