Правительство дало заднюю: Как изменились критерии назначения субсидий

После апрельского усиления требований к получателям государственной помощи по оплате коммунальных услуг, которые вызвали волну возмущения в обществе, правительство прибегло к ослаблению критериев назначения субсидий

Экономический и политический обозреватель
Правительство дало заднюю: Как изменилис…
Фото: УНИАН

Украинское правительство находится в состоянии определенной растерянности в вопросе назначения субсидий. С одной стороны на Кабмин давит желание сэкономить и вычеркнуть из списков субсидиантив относительно состоятельных украинцев, которые могут сами оплачивать свою коммуналку. С другой — желание понравиться малоимущему электорату и избежать раздражения общества.

Чтобы удовлетворить свое стремление к экономии и ограничению круга украинцев, которые могут претендовать на субсидии по уплате квартплаты, в апреле украинское правительство ввело новые правила предоставления госпомощи, которые начали применять с 1 мая 2021 года. За рамками субсидиарности, напомним, находятся граждане, имеющие депозиты в банках, недавно покупавшие авто или другую технику, те, кто приобрели недвижимость или даже вложились в строительство. Вне государственной помощи проходят и граждане, которые приобрели недавно какие-либо товары и услуги (кроме медицинских, образовательных и жилищно-коммунальных) на сумму более 50 тысяч гривен, а также путешественники, и работники, которые провели за пределами Украины суммарно более 60 суток в период, за который учитываются доходы для назначения жилищной субсидии.

В перечень тех, кому откажут в начислении субсидии, волей чиновников попали и те, кто получает дополнительные доходы, не учтенные при назначении помощи. В том числе и те, которые имели выгоду от операций с ценными бумагами. Чиновники также усовершенствовали процедуру мониторинга: теперь при назначении и переназначении субсидий проверяют активы субсидиантив и членов их семей по более широкому кругу баз данных. В том числе и тех, которые регистрируют куплю-продажу иностранной валюты и банковских металлов.

"Закручивая гайки" для семей, претендующих на субсидии, чиновники мотивировали свои действия тем, что в круг получателей попадает много тех, кто скрывает свои доходы: имея возможность полноценно оплачивать свои расходы на энергоносители и коммунальные услуги, некоторые, якобы, подают заявки на субсидии и безосновательно пользуются госпомощью. В Минфине даже создали систему верификации и мониторинга государственных выплат, которая обнаружила большое количество подозрительных случаев выплат. Среди таких были разоблачены, в частности, факты получения субсидий членами семьи уже умершего субсидианта. Многие скрыли свое благосостояние, тратя свои доходы не на оплату коммуналки, а на покупку новых машин, квартир, дач и прочих прелестей богатой жизни. Некоторые умудрялись получить субсидии даже по двум и более адресам.

Но под каток апрельской оптимцизации попали многие украинские семьи, которые на самом деле имеют все основания для получения государственной помощи. И из-за осложнения доступа к ней попали в еще большие финансовые затруднения. Это спровоцировало недовольство и иногда даже возмущение. И оскорбленные граждане начали штурмовать госструктуры, занимающиеся назначением субсидий.

В правительстве, чтобы снять социальное напряжение, пересмотрели критерии для отсеивания субсидиантив.

Одним из существенных послаблений, которое сделало правительство во время своего заседания 19 мая, стало снятие требования относительно тотального переоформления субсидий. По словам министра социальной политики Марины Лазебной, не нужно будет переоформлять субсидию тем, чей имущественный статус вписывается в критерии — в том числе тем, кто не делал ценных покупок, валютных транзакций и не вносил крупные суммы на депозиты. Этой категории получателей помощи субсидию переназначат автоматически.

Впрочем, некоторым все же стоит проверить свое соответствие государственным требованиям. В соответствующие органы социальной защиты надо явиться всем, кто получает субсидию не по месту регистрации, а по месту фактического проживания. Также это требование касается случаев, когда в доме зарегистрированы лица, которые там не проживают. Министр Лазебная успокаивает, что это требование напрямую коснется не более 15% субсидиантов.

Еще одним ослаблением можно считать повышение до 100 тысяч гривен планки размера депозита, который может держать получатель субсидии и члены его семьи в банке. Это касается также и доходов от депозита.

Отменены критерии относительно владения несколькими объектами недвижимости: гражданин, имеющий жилье в городе и дом в сельской местности, получит доступ к помощи. А вот владельцам двух и более квартир или домов в городе придется забыть о государственных деньгах на коммуналку.

В принципе на этом послабления, которые предоставляет власть субсидиантам, фактически исчерпываются.

Надо учесть также, что отныне предоставление субсидий становится более централизованным. Ведь недавно правительство лишило полномочий местные комиссии, которые образовывали органы местного самоуправления для назначения субсидий. Отныне всеми вопросами будут заниматься только управления по вопросам соцполитики, которые имеют вертикальное подчинение государственной исполнительной власти — местным администрациям и Министерству социальной политики. И это, по мнению экспертов, также затруднит доступ граждан к государственным субсидиям. Ведь, в отличие от отмененных комиссий местных советов, государственная вертикаль является менее подверженной углублению в конкретные жизненные ситуации реципиентов помощи и менее гибкой в принятии решений.

Читайте также: Долги за коммуналку — 81 млрд: Когда ждать социального взрыва

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme