80% импорта: Что происходит с топливом в Украине

Стоимость топлива в Украине продолжает рост и тормозить не собирается

80% импорта: Что происходит с топливом в…

С 19 по 22 января розничные цены на бензины и ДТ в некоторых сетях автозаправок выросли на 10-56 копеек за литр. На сегодня средняя стоимость литра топлива А-92 составляет 28,85 гривен, А-95 - 29,60 (подорожал на 7 копеек с 19-го января), А-95+ - 30,81 и 27,43 за дизель (подорожал на 8 копеек с 19-го января).

На заправках премиум класса за литр А-95 просят от 30,94 до 32,49 грн. А-95+ доходит до 33,45, а дизель - 29,95. Причем, на значительном количестве дорогих заправок с 19-го января цены на различные виды топлива выросли на 40-50 копеек.

Самый дешевый А-95 сети низшего ценового сегмента продают от 27,3 до 28 грн за литр. Но даже на заправках с умеренными ценами стоимость его с 19-го января подскочила на 10-56 копеек за литр на различные виды топлива.

Как дорожало топливо

ДТ и бензины начали дорожать с 7 сентября. С того момента по 22 января средняя стоимость бензина марки А-92 выросла на 5,03 грн/л, А-95 - на 5,02 грн/л, А-95 + - на 5,11 грн/л, а дизель прибавил 5,53 грн/л.

На заправках премиум класса за этот период топливо подорожало в среднем на 5-6 грн/л, а в нижнем ценовом сегменте - на 4-5 грн/л.

Еще 1-го декабря средняя стоимость А-95 была 28 грн/л. Сегодня - 29,6 грн/л.

Почему оно дорожает

Стоимость горючего напрямую зависит от нефти, которая идет вверх и курса валют - гривна падает, при этом акциз на нефтепродукты зафиксирован в евро.

Стоимость горючего можно рассчитать по простой формуле. У нас есть средняя стоимость литра - 29,60 грн. 48% или 14,21 грн в ней - стоимость оптовой партии горючего на границе (большая часть - импортируется). Налоги - 38% или 11,25 грн. На АЗС остается 14% - 4,14 грн. А еще же нужно заплатить за доставку и содержание. В итоге, прибыль автозаправщиков составляет около 1 - 1,7 грн на каждом литре (около 6%), как озвучивают эксперты. Некоторые вообще работают на грани рентабельности.

Что с нефтью и курсом валют

Если в январе 2017-го баррель стоил $55, а 19-го июня 2017-го - $45,98, то с того момента начался постепенный рост стоимости, с незначительными колебаниями. На 22 января 2018-го имеем $68,74 за баррель (не так давно было $71,60).

На стоимость нефти влияют несколько факторов. Из наиболее значительных - рост мировой экономики, а также соглашение, предусматривающее снижение странами ОПЕК добычи нефти на 1,2 млн баррелей в день, а странами "не-ОПЕК" - на 558 тыс. баррелей в день по сравнению с уровнем октября 2016 года. Оно вступило в силу с 1 января 2017 года. В конце мая страны договорились о продлении соглашения на 9 месяцев - до 31 марта 2018 года, а в ноябре - до конца 2018 года на тех же условиях. Целью соглашения является снижение уровня мировых запасов нефти до среднего пятилетнего уровня.

Гривна также ослабла к доллару и евро. Если в начале декабря доллар продавали по 27,2 грн, то 22 января - уже по 28,8. С евро тоже история не совсем хорошая. Начало декабря - 32,3 грн, а сейчас - 35,4.

Стоит также напомнить, что в середине августа доллар стоил около 25,5 грн, а евро - около 30.

Падение курса гривны объяснил премьер Владимир Гройсман: "Если идет снижение экспорта, тем меньше валюты поступает в Украину. Есть внешние выплаты, которые осуществляет Украина, а есть выплаты, которые мы делаем из Украины". По словам главы правительства, в связи с этим возникает определенный дисбаланс, из-за чего и падает курс гривны.

Что дальше

В середине декабря Антимонопольный комитет создал комиссию, которая должна была проанализировать возможный сговор на рынке по повышению цен на бензин. Результатов расследования до сих пор нет. Но можно вспомнить, что в 2014 и 2015 годах АМКУ давал указание снизить цены на топливо, когда гривна валилась и автозаправщики поднимали стоимость топлива.

Во-первых, в будущем все зависит от дальнейшего роста или стабилизации нефти. В случае дисциплинированного поведения участников уже озвученного соглашения ОПЕК+ можно надеяться на продолжение уверенного роста нефтяных цен.

Все зависит от России, поскольку, по информации Bloomberg, Путин сохраняет существенное влияние.

"Теперь мировым энергетическим царем стал Путин", - цитирует Bloomberg бывшего аналитика ЦРУ Хелиму Крофт. Одного только намека Путина на продление соглашения (сделанного перед визитом в Москву короля Саудовской Аравии Салмана ибн Абдул-Азиза Аль-Сауда) было достаточно, чтобы и ОПЕК, и другие страны-участницы начали готовить документы, а стоимость нефти подскочила. И это несмотря на то, что Эр-Рияд не уверен, будут ли другие страны (не из ОПЕК) придерживаться своих квот".

Дело в том, что в ОПЕК лидирующую роль играет Саудовская Аравия. А по соглашению о сокращении добычи нефти сделать это уговорили даже Россию. И это дало возможность саудитам выйти из 8-летнего кризиса. Россия готова остаться в обозначенных рамках, чтобы поддержать цены на текущих уровнях: после соглашения 2016 года стоимость барреля уже поднялась с 45 до 68 долларов. Дальнейший рост России не выгоден: чем дороже нефть, тем сильнее будет рубль. А это бьет по доходности экспорта, в том числе и несырьевых товаров, отмечал Bloomberg. Саудовской Аравии нужно, чтобы соглашение оставалось в силе и там рассчитывают на Россию.

Во-вторых, в 2018-2020 годах Украина должна будет выплатить $18 млрд по долгам. Насколько это повлияет на курс - вопрос открытый. В бюджете-2018 доллар заложен на уровне 30 грн.

В-третьих, в Украине работает один нефтеперерабатывающий завод - в Кременчуге, который принадлежит группе "Приват" Игоря Коломойского. Другие крупные НПЗ, в частности Лисичанский (остановили в 2012-м) и Одесский - не работают.

Относительно Лисичанского НПЗ - он был под контролем "Роснефти", которая 20-го декабря 2017-го завершила продажу розничных убыточных активов на Украине. В конце декабря 2017 года Антимонопольный комитет Украины разрешил швейцарской Glusko Energy S. A. покупку Лисичанского НПЗ и сети автозаправочных станций компании "Роснефти" в Украине. В январе 2018-го стало известно, что Glusco Energy, завершив сделку по приобретению 100% Rosneft Management Company Limited (Кипр), получила опосредованный контроль над ПАО "Лисичанскнефтепродукт" - Нефтебазой, расположенной в непосредственной близости к Лисичанскому НПЗ и занимающей территорию общей площадью свыше 14 га.

Вокруг Одесского НПЗ продолжается судебная волокита, поскольку он принадлежит структуре Курченко.

В настоящее время Украина импортирует около 80% топлива. А на импорт нужна валюта.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme