Европейское газохранилище: Как Шмыгаль планирует спасать украинскую ГТС
Денис Шмыгаль предложил Европе модернизированный способ использования украинской ГТС. Проблема состоит в том, что сложившаяся политическая и рыночная ситуация не слишком способствуют старту такого украинско-европейского проекта
- Весь мир
-
22 ноября 2021 19:00
Субботнее интервью украинского премьер-министра по поводу будущего газового транзита через украинскую территорию на первый взгляд выглядит несколько странным.
"Контракт (с российским "Газпромом" по транзиту — ред.) сегодня существует, фактически с 2004 года он есть. Мы хотим его продлить и ведем по этому поводу переговоры с нашими европейскими партнерами. Для нас идеальным является продление на 15 лет этих условий" — заявляет Шмыгаль.
Дальше – больше. "Со стороны Украины было сделано соответствующее предложение увеличить сверх условий контракта. Мы готовы еще до 55 млн кубических метров увеличить транзит. И этот избыток мы готовы транзитировать по цене вдвое ниже, чем в существующем контракте", — сообщает премьер-министр.
В ситуации, когда мировые СМИ обсуждают, через сколько месяцев начнется украинско-российская война, эти заявления выглядят совершенно некстати. Опять же всем известно, что российский газопровод "Северный поток-2" ожидает сертификации, которая, при всем богатстве методов немецкой бюрократии, через шесть-восемь месяцев, скорее всего, завершится.
И тогда речь будет идти не об увеличении прокачки через Украину — а о сохранении хотя бы минимального транзита через нашу ГТС. А способность украинской газотранспортной системы транзитировать вдвое большие объемы газа, чем сейчас, вряд ли кого-то будет интересовать после следующего лета.
В конце концов об увеличении транзита российского газа через Украину легко и просто говорить с европейскими партнерами. Проблема состоит в том, что решение по этому делу будет принимать в сложившейся ситуации российский "Газпром". То есть президент России Владимир Путин. И вряд ли это решение понравится Украине.
Впрочем, определенная логика в заявлениях Шмыгаля существует. Поскольку параллельно с идеей "увеличить транзит", премьер-министр добавил, что Украина также вышла с предложением хранить дополнительные объемы газа для европейских стран в украинских газохранилищах.
Их емкость составляет 33 миллиарда кубов. Что, конечно, вроде бы не так много по сравнению со 170 миллиардами российского газа, которые ежегодно потребляет Европа. Но даже такой "небольшой" резерв у без малого 20% годового потребления мог бы заметно сгладить ценовые скачки на европейском газовом рынке.
Проще говоря, Шмыгаль предлагает Европе Украину в роли не только государства-транзитера, но и государства, где европейские компании могут хранить свои газовые депозиты и оперативно перекачивать их в случае необходимости в ЕС. В этом контексте пиковые возможности украинской ГТС как раз становятся важными для оперативного переливания газа из украинских хранилищ в европейские.
Впрочем, этот блестящий план имеет сразу три слабых места. Первое из которых заключается в том, что сейчас на европейском газовом рынке существует дефицит, вызванный не более чем достаточной способностью украинской ГТС, а нежеланием (а частично — и несостоятельностью) России обеспечить масштабные поставки газа в ЕС. И при дефиците газа хранилища для него, в краткосрочной перспективе, могут оказаться не слишком ходовым товаром.
Вторым препятствием является тот факт, что российский "Газпром" сделает все возможное, чтобы избежать продажи газа европейским компаниям "с доставкой в Украину".
А третье слабое место состоит в том, что перед тем как отдавать европейцам в аренду свои немалые подземные хранилища, Украина также должна обеспечить бесперебойную поставку газа. Потому что, не зная толком, что будет зимой, мы закачиваем более 20 миллиардов кубов в подземные хранилища — и свободных объемов остается совсем немного.
Впрочем, следует отдать должное — Шмыгаль предпринял одну из первых попыток хоть как-то обеспечить будущее украинской ГТС (это если не считать фантастических прожектов "перевода труб на водород"). Есть надежда, что последующие будут более реалистичными.
Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua
Все новости на одном канале в Google News
- 17:50"Украинская команда" призывает отблагодарить защитников, приобщившись к Пасхальному сбору на дроны-самолеты
- 23:44Хоккейная сборная Украины выиграла чемпионат мира в своем дивизионе
- 21:34Эксперт: Ударами по НПЗ россии СБУ сажает путина на болезненный шпагат
- 18:03Неделя в эфире. Как будили украинцев в утреннем шоу "Просыпайся!" на "Мы-Украина+"?
- 16:13Киев до сих пор защищает водная линия обороны, которая появилась в начале войны благодаря Александру "Тихоходу", — эксперт
- 15:36Главный матч хоккейного сезона: сегодня сборную Украины ждет финал чемпионата мира
- 10:01 Спецоперация СБУ в Харькове: Враг намеревался поразить противовоздушную оборону ФОТО
- 09:54Оккупанты потеряли еще 20 танков и более тысячи военных, — Генштаб
- 08:37Обстрелы в Харьковской области: Синегубов рассказал о последствиях ударов 2 мая
- 19:41Григорий Козловский и ФК "Рух" устроили праздник для детей погибших защитников ФОТО
- 16:31Виталий Кличко примет участие в Саммите мэров европейских городов в Париже
- 16:28 Оккупанты сбросили КАБ возле Харькова: Пострадали четверо детей
- 14:36 Нардепу от "слуг" вручили подозрение в незаконном обогащении на 11 млн. грн.
- 13:46СМИ обвинили нардепа Заблоцкого в лоббировании поправки к растаможке авто: "В Украину поедет автомобильный хлам"
- 13:06IT-специалист Евгений Шевцов: Департамент киберполиции играет важную роль в борьбе с российскими хакерами PR
- 13:01СБУ схватила организатора "референдума" за присоединение оккупированной части Харьковщины к рф ФОТО
- 12:34 В Харькове дали пожизненное российскому командиру, который расстреливал гражданских ФОТО
- 12:30Ударом по "Новой почте" в Одессе рашисты уничтожили посылок на 3 миллиона грн
- 11:47Транспортный коллапс в Чернигове: И.о. мэра требует от Совета обороны области немедленно восстановить движение транспорта