Регулирование цен: Пропадут ли гречка и масло с полок супермаркетов

Парламентарии из "Слуги народа" предлагают возобновить государственное регулирование цен на основные продукты из потребительской корзины

Экономический и политический обозреватель
Регулирование цен: Пропадут ли гречка и…

Неустанный рост цен на продукты питания заставляет власть искать способы, если не остановить, то смягчить процесс. На Банковой и Грушевского опасаются общественного недовольства и пытаются взять ситуацию под контроль. Введение госрегулирования цен, относящееся к категории "простых решений", оказалось на поверхности. Depo.ua изучает возможные последствия таких мер.

Что предлагают "слуги"

В настоящее время органы власти (а это правительство, государственные коллегиальные органы и органы местного самоуправления) также имеют ряд инструментов контроля цены. Так, могут устанавливаться фиксированные цены, предельные цены, предельные уровни наценки, предельные нормативы рентабельности и размера снабженческого вознаграждения.

Но, например, установление предельных цен сказывается на доходах продавцов и может привести к работе в убыток. Поэтому законодательство предусматривает возмещение  субъектам хозяйствования разницы между навязанной и экономически обоснованной ценой. Поскольку речь идет о больших объемах наиболее популярных товаров, такая компенсация может сильно опустошить государственный бюджет. Тем более, что такие шаги нужно согласовывать с парламентом и вносить изменения в закон о государственной смете на текущий год, где и без того заложен значительный дефицит.

Поэтому "слуги" придумали альтернативное решение и зарегистрировали в Раде законопроект 6374. Он дополняет закон "О ценах и ценообразовании" рядом норм, которые ограничивают торговцев социальными продуктами в возможности устанавливать торговую наценку.

Авторы проекта предлагают прописать конкретные цифры торговых надбавок, которые будут разрешены продавцам группы социальных товаров – не менее 5% и не более 15% от отпускной цены производителя.

При этом в проекте содержится перечень товаров, на которые будут распространяться эти правила. Это:

  • крупа гречневая,
  • сахар-песок,
  • мука пшеничная высшего сорта,
  • макаронные изделия отечественного производства (вермишель из муки высшего сорта пшеницы),
  • молоко пастеризованное жирностью 2,5 процента (в пленке),
  • хлеб ржано-пшеничный,
  • батон из пшеничной муки,
  • яйца куриные категории С1,
  • птица (тушка куриная),
  • вода минеральная негазированная,
  • масло сливочное жирностью 72,5%,
  • масло подсолнечное.

Авторы проекта также оставляют правительству возможность расширить список. При том, что указанные продукты должны подпадать под действие ограничений в обязательном порядке.

Как работает госрегулирование

Такая практика в Украине не новая: предельные надбавки на определенный перечень продуктов питания действовали в Украине до 2017 года, а ограничения на бензины, дизель, сельхозкультуры, природный газ, электричество и некоторые другие товары применяются и сейчас — например, заправочные станции не могут продавать топливо с наценкой, превышающей 15%.

Действует в Украине особый порядок декларирования изменения розничных цен торговцами на социально значимые товары. Этот механизм несколько отличается от предложенного депутатами, ведь не ограничивает продавцов в размере наценки, а лишь вынуждает соблюдать определенную процедуру и за определенное время уведомлять Госпродпотребслужбу об изменении цены.

Читайте также: Стратегический продукт: Как власти хотят остановить цены на масло

У государственного регулирования цен есть как приверженцы, так и противники. Первые, ожидаемо, сосредоточены внутри власти, которая таким способом получает возможность продемонстрировать свою лояльность широким слоям электората. Вторая группа — преимущественно представители бизнеса, доходы которых страдают от данных подходов.

Аргументы "государственников" касаются преимущественно того, что регулирование цен предотвращает монополизм на отдельных рынках, а также позволяет защищать интересы государства и населения. Они ссылаются на опыт Европейского Союза, где до 15% всех цен подпадают под ту или иную форму государственного регулирования. Преимущественно – в секторе продовольствия.

"Рыночники" считают, что цены должны регулироваться рынком. Вмешательство же государства, которое загоняет бизнес в узкий ценовой коридор, искажает рыночные механизмы, нарушает принципы прозрачной конкуренции, снижает доходы бизнеса и, соответственно, налоговые поступления в государственный и местные бюджеты.

Будет ли дефицит

Некоторые противники инициативы считают, что из-за ограничений в прибылях торговцы просто перестанут продавать невыгодный им товар, что создаст дефицит на рынке. Сторонники госрегулирования ссылаются на опыт ограничения наценки и утверждают, что это не приводило к дефициту.

Сторонник госрегулирования, экономист Олег Пендзин, например, считает, что никакой трагедии не произойдет: "Государство осуществляло регулирование цен до 2017 года, дефицитов не было, проблем не было, тем не менее государственное регулирование было, ограничивали рентабельность торговых организаций и торговую надбавку. Более того, было введено обязательное декларирование изменения цен на местном уровне. Когда мы говорим о сегодняшней ситуации, нужно вспомнить, что пандемия, и обязательно нужно, с моей точки зрения, вводить государственное регулирование цен на продукты, по крайней мере в те кризисные моменты, которые есть сегодня".

Вместе с тем сами торговцы говорят, что наценка в размере не более 15% сделает торговлю этими товарами убыточной. Ведь покрытие всех расходов (аренды, зарплаты, налогов, компуслуг и прочего) с таким низким процентом просто невозможно. Ведь не секрет, что наценки на товары в Украине иногда достигают и 100%.

Неоткрыто владельцы магазинов говорят, что, конечно, подчинятся установкам власти. Однако не исключают, что ограничат объемы закупки тех же социальных товаров.

Общий масштабный дефицит нововведения не создаст, ведь государство в состоянии повлиять на торговые сети и заставить их продавать социально значимые продукты без сбоев. Однако вполне реальной может оказаться ситуация, когда в отдельные моменты покупатели будут натыкаться на пустые полки с сообщением "товар в дороге". И чтобы не ждать доставки, или не искать в других магазинах и супермаркетах, будут покупать то, что будет в наличии здесь и сейчас.

Читайте также: Сахар по 50, гречка по 70: Каких продовольственных сюрпризов ждать украинцам под Новый год

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme