Законопроект об "акустическом насилии" в транспорте: Удастся ли нардепам защитить украинцев от русского шансона

В Комитете Верховной Рады по вопросам евроинтеграции Украины в Европейский Союз начали работать над проектом закона об "акустическом насилии" в общественном транспорте

Мария Зайчик
Журналист отдела "Жизнь"
Законопроект об "акустическом насилии" в…

 

Еще год назад новость о регистрации этого законопроекта вызвала настоящий резонанс в соцсетях: в общественном транспорте решили запретить трансляцию музыки (и не только).

Но в чем суть законопроекта, что именно он призван изменить и какие будет иметь последствия, если его все-таки примут?

В чем суть

Зоконопроектом №3006 предлагается запрет трансляций в салонах рейсовых автобусов музыки, звуков фильмов или других звуковых сигналов, кроме информации о поездке (передача звука может осуществляться на индивидуальные наушники пассажиров).

Между тем в такси или во время нерегулярных автобусных перевозок аудиоматериалы могут включать по согласованию всех пассажиров.

Все это — чтобы защитить пассажиров от "акустического насилия", трансляций различных навязчивых звуков против воли слушателей.

"Практика трансляции в салонах общественного транспорта громких звуков — музыки, фильмов, радиопрограмм и т. д. — получила массовое распространение и создает дискомфорт для многих пассажиров. Особенно острая эта проблема в автомобильном пассажирском транспорте всех видов. Пассажиры вынуждены в течение поездки, иногда многочасовой, слушать навязчивые звуки, которые они не заказывали", ㅡ говорится в заявлении.

Вопрос дерусификации

Хотя помимо трансляции любых звуков (кроме тех, которые касаются поездки) в общественном транспорте идет речь, вероятно, в большей степени о дерусификации данного пространства.

В частности, под "акустическим насилием" в маршрутных такси чаще всего вспоминают русский шансон, который нередко раздается из колонок украинских водителей.

Собственно, и сам термин "акустическое насилие" начали употреблять после скандального случая с двумя волонтерами, которых водитель высадил из автобуса из-за их просьбы выключить российский сериал. Подробнее об этой истории можно прочитать здесь.

За год в медиа несколько раз возникал вопрос: не лучше ли будет запретить в салонах авто фильмы и музыку российского производства? Это стало бы и проявлением уважения к защитникам Украины, вернувшимся из зоны ООС, и осуществило бы положительное влияние на общий культурный фон страны.

Почему закон, вероятно, не сработает

Проект закона №3006 предлагает внести изменения в статью 40 Закона Украины "Об автомобильном транспорте".

Этой статьей определяются "основные права и обязанности водителя автобуса, такси, легкового автомобиля по заказу и легкового автомобиля при перевозке пассажиров".

В общем, пунктов в статье немного: в основном речь идет о необходимости водителю иметь при себе соответствующие документы, соблюдении маршрута, контроле безопасности пассажиров и багажа и т. д.

Включены также пункты, которые нарушаются на украинских дорогах ежедневно: например, водителю запрещено продавать пассажирам билеты во время движения автобуса (когда вы в последний раз видели водителя, который бы так не делал?).

Или же водитель должен объявлять названия остановок и время пребывания на них (кажется, это можно увидеть только в отдаленных междугородных маршрутах).

Как и перечисленные нормы, пункты об "акустическом насилии" также могут выполняться изредка, в зависимости от настроения, предпочтений и мировоззрения каждого конкретного водителя.

Тем более что законопроект об акустическом насилии не предлагает вносить никаких изменений в статью 60 Закона Украины "Об автомобильном транспорте" — а именно там перечислены штрафы, взимаемые с нарушителей. Например, за эксплуатацию легкового автомобиля, обустроенного как такси, без наличия лицензии — штраф в 30 необлагаемых минимумов доходов граждан.

А вот о нарушении перечисленных в статье 40 пунктов речь там не идет. То есть это похоже на очередную классику украинского законодательства: "Ну, вы так не делайте, но если уж делаете — ничего вам за это не будет".

Кстати, на местном уровне в Украине ранее уже пытались провести подобное изменение — впервые еще чуть менее десяти лет назад.

Во Львове в 2012 году был подписан меморандум о запрете проигрывать любую музыку как в общественном транспорте, так и в автобусах отдельных перевозчиков. Кроме музыки, водителям запретили курить и разговаривать по телефону за рулем. И подписались под тем меморандумом в то время все перевозчики города.

Помогло ли это? Нет. Прошло время, эмоции улеглись, о запрете просто забыли. Тем более что наказание за нарушение было ... никаким. Граждане имели право пожаловаться на нарушение по телефону или отправив жалобу в письменном виде на имя мэра. Собственно, этим все и ограничилось.

В 2016 году путешествия с музыкальным сопровождением попытались запретить в Черкасской и Тернопольской областях. Жалобы поступали, а власть, как говорится, разводила руками.

Четкого механизма контроля-реакции-взысканий во всех этих случаях предусмотрено не было. Не предусмотрены они и сейчас.

Есть вероятность, что ситуация в маршрутных такси улучшит резонанс в медиа: о законе услышат многие, но не каждый любитель русского "шансона" пойдет читать его текст на портал Верховной Рады, чтобы понять, что его проблемы в случае жалобы будут минимальными. Какое-то время музыка станет тише на фоне "сарафанного радио" о законодательных изменениях, но без ряда сообщений о штрафах за нарушение данных требований это вряд ли продлится долго.

Что обо всем этом думают водители

В поисках фидбека на вопрос, как к закону о запрете аудионасильства отнесутся сами водители и компании, в которых они работают, мы обратились к нескольким перевозчикам как регулярных междугородных рейсов, так и нескольких таксопарков, которые функционируют в Киеве.

Абсолютное большинство представителей в разговоре с нами отметили, что впервые слышат о подобном, и направляли нас к менеджерам (связаться с которыми можно было только по электронной почте и которые в течение нескольких дней не ответили на наш запрос).

"А что это за закон? ...Простите, я впервые о нем слышу, поэтому ничего не могу вам сказать, почитаю... .Нет, на какое-либо недопустимое аудиосодержание в такси я жалоб никогда не слышала...", — ответили нам в отделе качества контроля обслуживания потребителей в одном из такси.

Еще с одним из представителей перевозчиков после изложения сути законопроекта сложилась следующая беседа:

- Собираетесь ли вы сообщать своим водителям о законодательных изменениях, если их все-таки примут? Ведь в первую очередь исполнение предписания будет зависеть от перевозчиков...

- Ну да, это зависит от нашей компании, но как это будет отслеживаться? — спросили у нас. И действительно, на месте механизма контроля, как мы и писали выше, в законе зияет черная дыра.

Один из таксистов, с которыми мы общались непосредственно, сказал, что в поездке всегда можно договориться с пассажиром.

"Если кому-то не нравится музыка или радио либо надо поговорить по телефону, голова болит или потише сделать — это не проблема", — сказал он.

Один из водители киевской маршрутки просто ответил, что не слышал ни о чем подобном, но в поездках включает радио, потому что это помогает сосредоточиться на дороге...

"Утром с музыкой веселее, и концентрироваться с ней легче, но я включаю тихо. Никто еще не жаловался и выключить не просил", — сказал он нам.

За комментарием мы также обратились к Василию Попику, председателю Профсоюза таксистов Украины.

"Что касается этого законопроекта, к сожалению, я его не видел и комментировать его не могу. Моя позиция относительно акустического насилия — таксисты работают для клиента, и как клиенту лучше, так и должно быть", — ответил он нам.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme