Мастерская будущего: Что Бог думает о детях из пробирки

Как христианство, иудаизм и ислам относятся к стремлению человека самому быть Творцом? Ведь именно так, с точки зрения религии, можно охарактеризовать клонирование и экстракорпоральное оплодотворение

Мастерская будущего: Что Бог думает о де…

В современном мире женщина может забеременеть без полового акта, врачи пересаживают сердце, а получить говяжий стейк можно, не убив корову.

Это свидетельствует о том, что человек из раба божьего превращается в Творца. Или религия считает таких "выскочками", вроде людей, строивших Вавилонскую башню?

Depo.ua спросил об этом у авторитетных представителей наиболее популярных в Украине религиозных конфессий.

Поводом стал недавний интересный случай: в Гонконге ребенок родился спустя 4 года после того, как в автокатастрофе погибли его родители.

Супруги из Китая Шен Ли и Лиу Хи планировали родить ребенка с помощью экстракорпорального (искусственного, - Depo.ua) оплодотворения. Сделали все нужные процедуры, но за пять дней до того, как эмбрионы должны были разморозить, пара погибла в автокатастрофе. Это было в 2013 году. Четыре года назад родители погибших с обеих сторон судились с государством за право унаследовать эмбрионы, а когда победили, то вывезли эмбрионы в Лаос (в Китае запрещено суррогатное материнство) и там оплодотворили женщину. Она выносила ребенка, родила его в Китае, куда приехала накануне по туристической визе. Потом все бабушки и дедушки сдали ДНК-тест, чтобы доказать, что это действительно их внук и что он имеет право на гражданство. После того, как об этом написали журналисты, в обществе началась дискуссия, насколько правильно было рожать ребенка, который никогда не будет знать своих родителей, а только дедушек и бабушек. И наоборот: было бы убийством просто выключить холодильник и, так сказать, утилизировать эти эмбрионы?

А еще читаем новости о том, что компания Memphis Meats производит мясо из животных клеток в чашках Петри – этот процесс не требует убийства животных. Еще 20 лет назад ученые культивировали мясо индейки и мясо рыбы (филе карася).

А в Китае ученые клонировали обезьян с помощью переноса ядра соматической клетки. В далекой перспективе это может сделать возможным клонирование животных, органов, людей...

Еще 100 лет назад человек не имел возможности завести ребенка никаким способом, кроме естественной беременности или усыновления, или получить себе новое сердце и печень. ЭКО и трансплантология были недоступны. Многим пациентам оставалось только молиться и ждать чуда.

Сейчас, осваивая науку, человечество все меньше полагается на Божью волю и зашло в этом так далеко, что со временем может начать создавать себе подобных даже без яйцеклеток, сперматозоидов и матки, взяв за основу клетки уже существующего человека. Согласитесь, чем-то похоже на историю с Евой и ребром...

Но религия – более консервативная, чем наука. Как современная церковь смотрит на зачатие из пробирки, клонирование и трансплантологию и какой выход современные священники предложили бы в той ситуации с эмбрионами и погибшими родителями - суррогатное материнство или выключить холодильник?

ДЕТИ ИЗ ПРОБИРКИ: Христианская церковь - категорически против, ислам и иудаизм – в зависимости от обстоятельств

Относительно искусственного оплодотворения, представители опрошенных нами христианских конфессий - исключительно за естественное оплодотворение. Если пара не может завести ребенка естественным путем, она, с точки зрения опрошенных нами священников, должна взять его из приюта

Ислам разрешает искусственное оплодотворение только для женатых пар и из их собственного биологического материала, а тот, кто исповедует иудаизм, должен прийти посоветоваться с раввином, потому что это вопрос будет решаться индивидуально в каждом конкретном случае.

Отец Евгений Заплетнюк. Источник: Facebook

Православная церковь, с одной стороны, не дает директив человеку, как ему поступать в том или ином случае, и говорит, что не может запрещать радость отцовства и материнства, а с другой - занимает жесткую позицию относительно оплодотворения в пробирке.

"Для того, чтобы мама с папой могли взять наконец своего дорогого, ожидаемого первенца, "врачи" должны провести тщательную селекцию. Из трех-четырех десятков уже оплодотворенных в пробирке эмбрионов они выбирают лучший, а всех других 30-40 детишек цинично смывают в унитаз, - объясняет протоиерей, кандидат богословия, ключарь тернопольского кафедрального собора святых Константина и Елены УПЦ Киевского патриархата Евгений Заплетнюк. - Конечно, я немного утрирую. Их цивилизованно утилизируют, как и все другие ненужные или удаленные больные человеческие органы. Это уже не люди, а биологический мусор. Для христианина такие поступки недопустимы. Мы считаем аборт грехом именно потому, что перед нами не просто кусок плоти, а вполне настоящий и полноценный человек, только маленький, не выношенный и не рожденный".

"В желании получить ребенка любой ценой, особенно ценой убийства других эмбрионов (причем не чужих, а собственных детей) это уже явно граничит с не только моральной, но и психической патологией. Для неверующего человека здесь проблем нет – главное, чтобы все было так, как он захотел. Для христианина недопустимой является мысль о собственном счастье ценой счастья, тем более жизни, других людей", - добавляет батюшка.

Относительно замораживания сперматозоидов и яйцеклеток, отец Евгений считает, что людьми, которые соглашаются замораживать собственное семя, руководит неприкрытая гордыня и эгоизм.

"Ребенок - это не игрушка. Это не вещь, которая остается "на память" от отца, которого уже нет с нами. Это уникальная, целостная личность, которая не является и не может быть чьим-то придатком или способом решения психологических проблем своих родителей. Если пара в силу обстоятельств не хочет в данный момент родить ребенка, а откладывает этот процесс на будущее, когда репродуктивные функции прекратятся, им лучше вообще не рожать, не калечить ребенка, который всю жизнь будет осознавать свою нежелательность. Детям нужны родители здоровые, счастливые, веселые, а на старости надо играть с внуками, а не с собственными детьми. Возрастная психология говорит, что каждый возраст имеет свои особенности, которые нельзя игнорировать без вреда для самого человека", - объясняет он.

Католическая церковь также не одобряет отцовство из пробирки по той причине, что искусственное оплодотворение связано с оплодотворением многих эмбрионов, один из которых в итоге отбирают "на ребенка", а остальные утилизируют, что с точки зрения Церкви является убийством.

"А цель, даже благородная, не может оправдывать средств, в данном случае убийство. Кроме того, Церковь считает, что ребенок должен быть плодом полового акта мужчины и женщины, - добавляет отец Петр Балог, священник-доминиканец, преподаватель Института религиозных наук в Киеве, львовский пастырь.

Протестанты занимают менее радикальную позицию. Протестантская церковь поддерживает все, что называется естественным в зачатии и рождении, а также в лечении супругов, и в принципе не против искусственного оплодотворения именно из биоматериала этого же мужа и этой же жены.

Не очень против, но и не очень за. Военный капеллан протестантской церкви Анатолий Кушнирчук отмечает, что Церковь не одну тысячу раз видела чудо беременности и рождения здорового ребенка тогда, когда медики уже уверенно говорили, что шансов совсем нет, поэтому надо надеяться, молиться и верить.

Альтернативой "детям из пробирки" три христианские конфессии предлагают детей из приюта. Отец Заплетнюк говорит, что бесплодие для христианина может стать и благословением, потому что "такой человек может дарить свою любовь тем, кого никто не любит", а пастор Кушнирчук отмечает: "Если Бог дает желание, но не нет здоровья и возможности, то люди идут в детдом за детьми, ведь они - Божьи, и им необходимы родители так же, как и родителям дети".

Муфтий Саид Исмагилов. Источник: Facebook

Ислам, рассказывает муфтий Духовного управления мусульман Украины "УММА" Саид Исмагилов, позволяет оплодотворение из пробирки при двух условиях:

- биологический материал должен принадлежать живым мужчине и женщине, находящимся в законном (с религиозной точки зрения) браке;

- женщина не может забеременеть другим естественным образом.

Также замораживать яйцеклетки ислам разрешает с целью искусственного оплодотворения живых мужчины и женщины, находящихся между собой в браке, в случае, если женщина не может забеременеть естественным путем.

А вот в иудаизме четкого ответа - за или против эта древняя религия насчет новейших способов забеременеть - нет. У евреев, объясняет помощник главного раввина Украины (движение "Хабад") Давид Мильман, действует так называемая казуистическая система права.

"Особенность этой системы в том, что каждое событие рассматривается отдельно, с учетом всех факторов и деталей, но без учета прецедентов, аналогий и личностей участников. Именно поэтому дать универсальные ответы сложно, - объясняет раввин. - ЭКО возможно при соблюдении целого ряда условий. Условия в каждом случае индивидуальные. Человек приходит к раввину, и он разбирает ситуацию с учетом всех известных подробностей. Решение, которое выносит раввин, действительное только для этой конкретной ситуации и не может быть применено к другой, даже очень похожей. И раввин тоже должен быть очень конкретный, а не первый попавшийся".

СУРРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО: Христиане считают это поводом для дальнейшего раздора, а мусульмане - грехом

В вопросе суррогатного материнства священники разных конфессий сходятся на мнении, что эту услугу чаще всего оказывают за деньги, поэтому это торговля. А ребенок – не товар.

Православная церковь подчеркивает, что приход человека в мир - это тайна троих: отца, матери и Бога.

"Никакого четвертого в тот союз не нужно, потому что это будет прелюбодеянием, - отмечает протоиерей Евгений Заплетнюк. - Кроме того, рождение ребенка другой женщиной вовсе не делает матерью жену мужчины, который дал для этого процесса собственное семя. Опять же, перед нами множество дилемм нравственного характера. Кем будет для ребенка женщина, которая выносила - матерью или бабушкой? Будет ли конфликт материнского инстинкта между женщинами? Насколько этично допускать это, предвидя такую проблему? А как же ребенок? Как он будет себя осознавать, когда вырастет? Это большой эксперимент над его судьбой и психическим здоровьем. И все это ради маниакального желания получить ребенка любой ценой в то время, когда есть множество обездоленных детей, брошенных родными родителями, бездомных и сирот".

Военный капеллан Анатолий Кушнирчук. Источник: Facebook

Протестантская церковь не осуждает резко суррогатное материнство, но и не поддерживает.

Пастор Анатолий Кушнирчук, подчеркивая неоднозначность суррогатного материнства, приводит Ветхозаветную историю о бесплодной Сарре, которая свела своего мужа с Агарью, чтобы она от него зачала, и потом забрала новорожденного ребенка себе.

"Как помним, в будущем между сыновьями Агари и Сарры Исмаилом и Исааком началась сильная ненависть, которая переросла в войну, которая уже тянется тысячелетиями. Война между исламом и христианством, - продолжает он. - Поэтому мы, зная этот пример, не очень поддерживаем суррогатное материнство и не практикуем его. Повторюсь, когда Бог хочет дать ребенка в браке, то Он посылает сильное желание отцовства обоим сразу. Если нет здоровья, то от этого не исчезает это желание. Пары лечатся или усыновляют из детдома ребенка и считают его подарком от Бога. Потому что именно Он дал им такое желание - быть родителями".

Помощник главного раввина Украины Давид Мильман. Источник: Facebook

В иудаизме в отношении суррогатного материнства нет универсального ответа. Как и в случае с экстракорпоральным оплодотворением, все решается индивидуально, во время общения супругов с раввином.

В исламе, сообщил нам Саид Исмагилов, суррогатное материнство не разрешено при любых обстоятельствах, потому что ребенок имеет право исключительно на одну биологическую мать. Суррогатная мать, с точки зрения ислама, также считается матерью, и поэтому получается, что у ребенка будет две матери, а это неестественно. Ислам считает это грехом.

ТРАНСПЛАНТОЛОГИЯ: христианство, ислам и иудаизм одобряют, если это может спасти жизнь

Христианские конфессии почти единодушно считают трансплантологию положительным явлением, видя в этом пример великой жертвенности, альтруизма и братской любви. Конечно, если речь не идет о донорстве ради заработка. Ислам разрешает донорство при некоторых жестких условиях, а в иудаизме считается, что когда речь идет о спасении жизни, подавляющее большинство заповедей теряют свое значение.

Православная церковь одобряет то, что ныне называется трансплантологией, говорит отец Евгений Заплетнюк.

"Сам Бог, Иисус Христос, отдал свою жизнь ради других. Поэтому, если абстрагироваться от существующих проблем этого явления (черная трансплантология, убийство на заказ), верующие люди считают допустимым быть донорами крови или органов. Однако этот процесс, безусловно, должен быть вызван одним мотивом - любовью к ближнему. Не ради славы, награды или заработка", - отмечает православный священник.

Евгений Заплетнюк. Источник: Facebook

Католики тоже положительно относятся к донорству органов при условии, когда оно добровольное и бескорыстное и не нарушает достоинство ни донора, ни того, кто принимает органы. Запрещается спасать жизнь, отбирая ее у другого. Моментом смерти считается смерть мозга, а не, например, остановка сердца.

При соблюдении всех этих условий трансплантация рассматривается как способ благотворительности, жертвенности со стороны донора относительно того человека, который может получить эту помощь. Римо-католическая церковь говорит о донорстве в официальных документах. II Ватиканский собор поддерживает эту идею, главное, чтобы не было злоупотреблений. Папа Пий XII говорил, что человек имеет право распорядиться своим телом для благородных целей, в том числе, чтобы помочь больным и страдающим. Папа Иоанн Павел II называл донорство органов проявлением "культуры жизни", "высшим выражением любви ближнего" и сравнивал доноров с Христом, который жизнь свою отдал за людей, а восстановление органов у больного метафорически приравнивал к воскресению Христа. Также Папа Бенедикт XVI призвал людей активнее приобщаться к донорству и не бояться подписывать завещания о посмертном использовании своих органов на нужды больных. Об этом нам рассказал отец Петр Балог.

В то же время, он предлагает окунуться в этот вопрос глубже: одобряет ли церковь донорство всех органов? Как насчет, например, яйцеклеток? В каких случаях донорство не приветствуется?

"Недопустимым является коммерциализация донорства, порождающая торговлю органами, которая, в свою очередь, может привести к преступлениям и убийствам. Также недопустима коммерция с человеческими зародышами. Вообще, все, что связано с личностью человека, не может быть предметом трансплантации, а значит мозг, яички, яйцеклетки, а тем более оплодотворенные яйцеклетки, - отмечает отец Петр Балог. - Папский совет по делам душпастырства служб здравоохранения в одном из своих документов, изданном в 1995 году, в отношении этого вопроса так написала: "...речь идет об органах, благодаря которым тело в специфический способ составляет неповторимую уникальность личности". Папа Иоанн Павел II считает недопустимым клонирование людей для трансплантологических целей, то есть использование человеческого тела как предмета. Также совершенно недопустимым называет использование эмбрионов. Относительно межвидовых трансплантаций, то есть когда донором является не человек, а какое-то животное, то здесь антропологи и специалисты по этике должны выработать критерий такого рода операций".

Протестанты тоже за трансплантологию. Пастор Анатолий Кушнирчук, комментируя этот вопрос, заявил: "Если (например) после моей гибели мое сердце, почки кому-то пригодятся и спасут его, то я за".

В иудаизме, рассказывает Давид Мильман, особых возражений по поводу пересадки органов нет. "Если речь идет о спасении жизни, подавляющее большинство заповедей теряют свое значение", - отметил он.

Саид Исмагилов. Источник: Facebook

В исламе трансплантология и донорство разрешены при следующих условиях:

- для донорства и трансплантологии должна быть очень уважительная причина, такая как спасение жизни или спасение от тяжелой болезни;

- запрещена насильственная трансплантология (когда у человека забирают орган насильно, против его воли) и черная трансплантология;

- донорство и трансплантология разрешены при условии непредоставления вреда моральному и физическому состоянию как донора, так и реципиента;

- мусульманину запрещено продавать любую часть своего тела. Донорство может быть только бесплатным (как донорство крови).

Если для спасения жизни мусульманину нужно купить что-то от донора (например, донорскую кровь), и других вариантов нет, то разрешается это купить, но исключительно в рамках вышеуказанных условий.

О клонировании и ситуации с ребенком, родившимся после гибели родителей, читайте во второй части нашего материала.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme