Церковь Великой Победы: Как Кремль превратил 9 мая в советскую Пасху

О религии Великой Победы можно говорить как о свершившемся факте - она приобрела все необходимое: храмы, иконографию, теологию, фундаменталистов, еретиков и даже без пяти минут раскольников

Церковь Великой Победы: Как Кремль превр…

Парада Победы не будет. Вернее, будет, но мало кто его увидит. Ведь он будет проводиться или высоко в небе - а люди давно разучились поднимать головы к небу, - или в Минске, но ехать туда не благословляется, пишет "Деловая столица".

Непоколебимое решение Александра Лукашенко провести парад в честь 75-летия Победы оказалось серьезным ударом для московских "братьев". Им самим, наверное, решение не проводить парад на свой самый главный праздник далось непросто. 75 лет, культ Великой Победы, "бессмертный полк", "можемповторить", народ как никогда нуждается в чем-то духоподъемном и консолидирующем. Но Москва - на пике коронавируснои эпидемии. Провести там празднование в полном объеме сейчас так же (если не больше) невозможно, как невозможно было открыть храмы для массовых богослужений на Пасху.

То, что происходит сейчас с парадом Победы, вообще парадоксальным образом повторяет недавнюю историю с Пасхой. В Кремле - как когда-то в патриархии - призвали сидеть дома и смотреть по телевизору. И так же нашлись "стоятели за истину", которые признали, что не прийти в этот день "в Храм, к Богу" - то есть на Парад - это просто предательство подвига. Только на этот раз не Христа, а советского народа-победителя.

В этом смысле речи Александра Лукашенко очень похожи на проповеди консервативных священников и епископов, которые призвали верующих не отказываться на Пасху от посещения храма.

В Москве на Батьку взъелись – хоть и постарались официально вида не подавать. Жириновский, как водится, сыграл роль юродивого на жаловании - донес до публики в своей неповторимой бесноватой манере, что Кремль не одобряет и что в Минск ехать не следует. Ведь Лукашенко замахнулся на святое - на лидерскую роль России как наследницы СССР в Великой Победе.

Можно сказать, в церкви Великой Победы намечается раскол - белорусский лидер напомнил, что именно его народ понес в войне наибольшие потери и, кстати, был воспет советской пропагандой за верность общему делу (отчасти в противовес "предателям" - украинцам) и, раз в Москве отказались достойно отметить "советскую пасху", то он приглашает всех истинно верующих к себе в Минск. Таким образом, один из "епископов" церкви Великой Победы не подчинился указаниям "патриархии" и того и гляди сформирует вокруг себя альтернативный религиозный центр.

Таким образом, о религии Великой Победы можно говорить как о свершившемся факте - она приобрела все необходимое уже не просто для культа, но для институализации религии - храмы, иконографию, теологию, фундаменталистов, еретиков и даже без пяти минут раскольников.

Также можно констатировать провал проекта патриарха Московского Кирилла, который долго пытался усидеть на двух стульях, вернее, объединить в одной церковной структуре две религии - христианство и гражданский культ Великой Победы.

Но не сумел. В одной церкви двум исповеданием тесно - одна из религий начинает выглядеть не просто лишней, но полной противоположностью. Выражение "победобесие" говорит само за себя. Да и по скандалу с мозаиками в главном храме Вооруженных сил РФ можно судить.

Интересно, что львиная доля возражений против мозаик храма коснулась портрета Сталина на втором плане. Никого почему-то не возмутило то, что весь центр композиции отдан маршалам и генералам, а не главному герою культа - безымянному и часто неизвестному советскому солдату, чьи черты можно разве что угадать в фигурах, которые играют роль рамки для центральной композиции. Неизвестные солдаты - рядовые и командиры, военные врачи и работники тыла, - в официальной иконографии культа Великой Победы оказались отодвинутыми подальше за спины, а то и за кадр, в котором красуются "митрополиты" и "епископы", в полном "литургическом" наряде со всеми камилавками, палками, повязками на бедра, наперсными крестами и панагиями. Так же, как неизвестных солдат в церкви Великой Победы не видно за блеском парадных мундиров высшего командования, как и не видно в РПЦ за священниками мирян - которые и есть суть церкви. Это роднит две новые официальные религии РФ, но этого, как оказалось, еще не достаточно, чтобы их полностью отождествить.

Однако главным вопросом, которые сотрясает российское публичное пространство, остается оценка фигуры Сталина: кто же он - гений или злодей? Человек, который добыл для Большой Страны Победу, или человек, бросивший в топку своих собственных побед сотни тысяч, миллионы жизней? Этот вопрос неизбежно оказывается частью теологии Великой Победы.

На него достаточно однозначно отвечают все, кроме последователей культа. Для них же демонизация Сталина, или, в более мягком и широком варианте - демонизация советского/коммунистического режима должна расцениваться как "сатанизм". Это граничит с попытками пересмотреть результат Второй мировой/Великой Отечественной войны, переписать историю - а это уже настоящее святотатство.

Видимой частью такого святотатства является покушение на культовые сооружения - демонтаж памятников. Такие акции, как "святотатские" заявления по поводу оккупации советским режимом чужих территорий, обычно становятся поводом для праведного гнева, направленного на "переписчиков истории".

Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что этот религиозный пыл касается вполне земных материй. Борьба с памятниками и связанная с ними переоценка исторических событий вписывается в контекст выхода бывших колоний с политического и идеологического круга, очерченного СССР. Памятники боевой славы - бесконечные Неизвестные солдаты, обелиски и мемориалы были чем-то вроде кошачьих меток. С их помощью Страна Советов закрепляла свою власть над территориями - и своими, и оккупированными, - и насаждала свою религию. Никого не интересовали солдаты, павшие в бою за безымянную высоту у деревни с непроизносимым для русскоязычной челюсти названием. Они так и оставались безымянными, неизвестными, пропавшими без вести. Это было вдвойне выгодно, поскольку вдовы не получали компенсаций, а анонимность солдата превращала его в полноправного представителя советского народа, такого же безымянного и безликого, как и сам этот солдат.

Но пролитая "русская кровь" (даже если она была не русской, а, скажем, украинской, грузинской или бурятской) оказывалась достаточным вкладом, чтобы Великая Страна могла заявить о своих правах на этот кусок земли. И по этому поводу она ставила здесь памятник - как напоминание о том, "чьих будете".

Демонтаж этих капищ не имеет никакого отношения к нацизму, войне и павшим на полях сражений. Это демонстрация отношения к коммунистическому режиму и самой Большой Стране. Это символ освобождения - физического, политического, духовного и идеологического. Выход из церкви свидетелей Великой Победы ассоциируется с духовным освобождением от советского/российского диктата, это выход из тюрьмы народов.

Нынешний российский режим с его культом Великой Победы, который он довел до абсурда, не просто провозглашает себя наследником СССР - он пытается воспользоваться своим наследством. Метки, оставленные советским режимом и освященные церковью Великой Победы, - это часть геополитического актива, который Кремль, как может, пытается сохранить. "Великая Победа" имеет прикладное значение на внешнеполитическом рынке.

Но и на внутреннем идеологическом поле эта языческая религия совсем не лишняя. Канонизировав Крупную Победу в качестве советской Пасхи, советский, а теперь и российский - режим избегал суда. Не столько внешнего человеческого суда, сколько суда совести и истории. По простому древнему правилу: победителей не судят. Того, кто победил, невозможно заставить признать, что он был неправ хоть в чем-то - жестокий, бездарный, глупый. Победителя можно заставить пересмотреть свои позиции и поступки, признать ошибки. Поэтому победитель часто и сам быстро становится тем, кто проиграл - делая ошибки, он на них не учится. Но даже после целого ряда поражений бывший победитель так и не взрослеет - он впечатлять поражать своей одной Большой Победой. Он эксплуатирует былую победу в хвост и в гриву, оправдывая ею не только воровство и позор авторов той Великой Победы, но прикрывая ею и собственные злодейства и позор. Так же эта Великая Победа превращается в нечто такое, от чего приличным людям хочется держаться подальше - хоть в Москве, хоть в Минске, не говоря уже про Польшу или Литву.

Зато в такой интерпретации Великая Победа оказывается консолидирующей религией. Приятно и легко ассоциировать себя с чужой славой и почти невозможно заставить кого-то искренне ассоциировать себя с чужим злом и позором. Так рождается парадокс, при котором бывает коллективная гордость, но не коллективное чувство ответственности. Власть, которая предложила бы своему народу испытать такое ощущение, обречена на гибель. Такое можно создать только с побежденным - когда он лежит перед тобой, полумертвый, наполовину утоптанный в землю, потрясенный откровением о своем преступлении и ничтожестве.

Христианская практика исповеди и испытания совести примерно дает представление о том, откуда растет и на что опирается решение исправить свою жизнь - с осознания своего поражения и слабости. Из крайне болезненного душевного опыта своих ошибкок и несовершенства. Но в культе Великой Победы для такой духовной практики места нет - победитель неподсуден никому и ничему, включая собственную совесть. Да и его бог - Великая Победа - ничего такого от него не ждет и не требует. Это одна из причин, по которой культ Победы выиграл историческую битву за русские души в православной церкви.

Одна из, но не единственная, конечно, и даже не главная. Но причины проигрыша российского православия культу Великой Победы не вписываются в формат этой статьи.

В постсоветской России так и осталась нетронутой и непроговореной огромная травма, нанесенная всему обществу Октябрьской революцией и всем тем, что последовало за ней, включая и Великую Отечественную войну. По аналогии с нацизмом, эту травму обычно ассоциируют с коммунизмом. Но стоило бы ассоциировать не столько с идеологическим течением, сколько с конкретным - советским режимом.

Отказ проговаривать эту травму выливается в культовые практики, позволяющие заглушить нанесенную ею боль. Культ Великой Победы - это психотерапия для огромной страны. А тот, кто проводит терапию - об этом предупреждают на первых же лекциях на профильных факультетах вузов - получает почти неограниченную власть над пациентом. Именно поэтому появился странный постулат о непересмотре истории, то есть историю "Великой Отечественной" перевели в разряд религиозного догмата, чтобы никто не вздумал проговорить и вылечиться.

Культ Великой Победы - это то, что удерживает нас в СССР. Если не геополитически, то психологически - точно. Безотносительно к тому, что победа, действительно, большая и хорошо, что она произошла. Безотносительно к тому, что в этой войне сцепились два людоедских режима - не считая союзников, которым тоже, наверное, непросто давались эти союзы. Культ Великой Победы не дает нам в полной мере осознать то, что происходило с миром и Великой Страной, замыкая нас в рамки выгодного для служителей и охранников этого культа догмата.

Этот культ так и оставляет солдат неизвестными и вытесняет их за рамки своей иконографии. Оставляет за ними разве что роль навоза, удобрять режимы и идеологии, а их кое-как закопанные или даже совсем не захороненные кости не нужны даже как мощи блестящему, чужому и холодному храму Великой Победы, в котором никто не найдет ни света, ни покоя , ни искупления.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme