Суд над Sky Up: Рискует ли Украина остаться без своего лоукостера

Решение Барышевского районного суда Киевской области "остановить" лицензию Sky Up не на шутку всколыхнуло украинскую общественность. Мол, лоукостеры уже начали выпроваживать с рынка, и скоро на рынке авиаперевозок, как два года назад, будет один монополист

Журналист отдела "Жизнь"
Суд над Sky Up: Рискует ли Украина остат…

Постановление обнародовали в судебном реестре 3 июня.

"Как усматривается из материалов заявления, предметом поданного иска является защита прав потребителей, прекращение действия, нарушающего право и принудительное исполнение обязанности. Истец обосновывает свои исковые требования тем, что она отказалась от услуг по перевозке воздушным транспортом, которые не предоставлены и отсрочены ответчиком, считает, что действия и деятельность ответчика нарушают ее права на качественные услуги и обслуживание и безопасность услуг, а потому должны быть прекращены, а также необходимо обязать ответчика воздержаться от совершения действий, нарушающих условия лицензии на право осуществления хозяйственной деятельности по перевозке пассажиров воздушным транспортом", - говорится в документе.

То есть по факту перевозчика "лишили" лицензии из-за иска недовольной пассажирки.

Соцсети захлестнула волна возмущения. В основном пользователи утверждали, что таким образом действует авиакомпания МАУ, совладельцем которой является олигарх Игорь Коломойский.

На скандал отреагировал премьер-министр Украины Владимир Гройсман.

"Я сейчас читаю информацию авиакомпании, (...) они пишут, что истец даже не был никогда их клиентом", – возмутился премьер на заседании правительства.

Попросил Министерство юстиции подготовить письмо на все органы судебной власти и письмо на имя президента Украины. Поручил министру инфраструктуры Владимиру Омеляну разобраться в ситуации.

Омелян на странице в соцсети подчеркнул, что соответствующих полномочий райсуд не имел.

"Этот вопрос вообще не был в компетенции суда. Но это ответственность уже персонально судьи. Выдать и аннулировать лицензию может только Госавиаслужба", - написал господин Омелян.

В Sky Up попытались сохранить спокойствие. На странице авиаперевозчика в Facebook появился пост, что постановление обжаловано авиакомпанией в Киевском апелляционном суде и в ближайшее время должно быть пересмотрено, поскольку не имеет под собой никаких законных оснований. Тем более, что Барышевский район даже не является местом регистрации компании.

Аннулировать лицензии может действительно только Госавиаслужба и отнюдь не суд, тем более районный.

И если это диверсия конкурентов, вряд ли они наивно рассчитывали так просто спровадить Sky Up с рынка. А вот репутационный ущерб история в целом может нанести.

Напомним, что Sky Up - перевозчик, аффилированный с туристическим оператором Join UP! Собственно, именно самолеты Sky Up и Yanair в основном перевозили клиентов оператора чартерными рейсами.

Относительно Yanair, то на днях Госавиаслужба приостановила сертификат эксплуатанта компании "по результатам проверки". В Join Up! выразили надежду, что 80% чартеров теперь лягут на крылья Sky Up, тем более что 7 июня парк авиаперевозчика пополнился еще одним самолетом, и в компании уже восемь бортов.

Тем временем пассажиры YanAir переживают серию приключений - на целом ряде рейсов изменили графики, ведь компания выполняет обязательства с помощью самолетов партнерских предприятий, и это получается не слишком слаженно. Некоторые вылеты переносят по три раза.

Поэтому, глядя на нынешние приключения с YanAir, к Sky Up могут начать относиться с настороженностью. Впрочем, вряд ли эффект будет длиться долго. Тем более, если говорить об обычных, а не чартерных рейсах. Ведь некоторые тарифы, например, возможность долететь из Киева в Неаполь за 1800 грн в сентябре (с МАУ в октябре - 3325 грн), - заманчивые и стоят определенных рисков.

Однозначно обвинять в происках МАУ, конечно, нельзя. Тем более, пока что Sky Up - слишком мелкий игрок по сравнению с украинским авиааксакалом, а у Join Up есть и свои конкуренты. Хотя оснований для подозрений немало: в частности, компанию неоднократно обвиняли в создании препятствий для выхода на украинских рынок лоукостера Ryanair.

После его выхода МАУ снизила цены по ряду направлений. Хотя пассажиропоток компании в 2018-м по сравнению с 2017-м вырос на 15%, ее денежный поток стал отрицательным, то есть расходы превысили доходы (чистые убытки возросли в 8,9 раз по сравнению с 2017-м). И значит, причины действовать у компании все-таки есть.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme