Правовая помощь в Украине: Миф или реальность?

Система оказания правовой помощи с момента ее запуска вызывала определенные нарекания и вопросы в юридической среде

Правовая помощь в Украине: Миф или реаль…

Созданный в 2012 году Кабмином Координационный центр по оказанию правовой помощи фактически был перезапущен уже после Майдана и получил новый стимул в направлении и своем развитии.


Один из тех, кто сумел дать новую жизнь данному органу – нынешний глава Центра Алексей Бонюк. Назначенный на эту должность в 2017 году, он сумел за два года переформатировать такую весьма специфическую систему. Впрочем, вопросы правовой помощи для Бонюка – не новы: он – известный адвокат, имеющий немалый опыт помощи людям. До работы в вертикали министерства юстиции Бонюк прошел серьезную жизненную и профессиональную практику. Плюс, помогли ему и позитивные наработки одного из бывших руководителей Центра Андрея Вишневского, внедряемые им не без помощи Ассоциации юристов Украины и ее президента Андрея Стельмащука.


Примечательно, что назначен был Алексей Бонюк на фоне нервозной и сложной обстановки касательно самого Центра. В 2017 году был проведен конкурс на позицию директора Координационного центра по предоставлению правовой помощи. Но итоги конкурса, по результатам которого победителем стал замминистра юстиции по вопросам государственной регистрации Павел Мороз, были аннулированы. Причиной такого решения стало то, что коллектив Координационного центра по оказанию правовой помощи выразил недовольство итогами конкурса и кандидатурой самого Мороза. Учитывая конфликтность ситуации и ее влияние на работу Центра, глава Минюста Павел Петренко и принял решение назначить как промежуточную фигуру Алексея Бонюка.


«Это человек, который не является членом системы органов юстиции или бесплатной правовой помощи... До назначения нового директора Координационного центра он будет выполнять исключительно техническую функцию по обеспечению бесперебойной работы системы. Алексей имеет более 15 лет адвокатского стажа, занимается правозащитной деятельностью, представляет интересы украинских граждан в Европейском суде по правам человека. Кроме того, он являлся экспертом проекта Совета Европы по вопросу пакета неотложных мер относительно Украины», - дал тогда Петренко лестную характеристику, которая дорогого стоит в такой период времени, Алексею Бонюку.


Не удивительно, что в итоге, по результатам открытого конкурса, который проходил при серьезном контроле партнерских международных организаций Минюст назначил его главой Центра без приставки «исполняющий обязанности».


И тут в плюс Бонюку сыграл не только значительный опыт правозащитной деятельности, который, начиная с 2001 года пришелся на период весьма сложный для Украины, совпавший с целым рядом кризисных моментов в государстве, связанных с массовыми нарушениями прав человека – особенно в периоды заключительного правления президентов Леонида Кучмы и Виктора Януковича. Помог Алексею Бонюку суметь правильно и четко позиционировать работу Центра, с правильным взаимодействием со всеми государственными органами и уполномоченными организациями и политический опыт. Ведь нынешний его глава помимо правозащитной деятельности занимался еще и общественной деятельностью.


Он не один год был помощником на общественных началах народного депутат Юрия Деревянко, известного своей позицией в вопросах борьбы с коррупцией и реформированием юридической системы Украины. При этом тот же Деревянко всегда в своей политической деятельности отличался решениями практических, насущных проблем украинских граждан. Только за последний созыв Верховной Рады, в качестве нардепа, Деревянко участвовал в создании законопроектов, которые запрещали и серьезно ограничивали деятельность государства по проверке бизнеса, боролся за цивилизованное разрешение вопроса нерастаможенных автомобилей.

Что же касается системы безоплатной помощи, то по данным центра, сегодня на бесплатную вторичную правовую помощь имеют право 15 млн украинцев. В прошлом году в центры и бюро правовой помощи поступило более 623,8 тыс. обращений граждан, что на 10% больше чем в прошлом году. Таким образом можно говорить о том, что граждане Украины поняли эффективность данной системы.

«Система безоплатной правовой помощи продолжает свое развитие по четырем приоритетным направлениям: упрощение доступа к правовой помощи путем обеспечения равенства и инклюзивности, развитие внутренних и внешних механизмов обеспечения качества безоплатной правовой помощи, улучшение правовой способности общин и инновационность. Мы фокусируемся на расширении технических возможностей доступа к нашим сервисам. Удвоение количества звонков в контакт-центр системы безоплатной правовой помощи является тому наглядным подтверждением», - говорит Алексей Бонюк.


Что может усилить эффективность деятельности центра? Возможно, большую свободу действий ему дал бы постепенный выход из-под опеки Министерства юстиции и формирование общественной платформы с гражданскими структурами, к примеру, с Ассоциацией юристов Украины, которая является одним из главных помощников центра по предоставлению правовой помощи украинцам.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme