Оскаровская гонка: Достойна ли картина "Форма воды" 13-ти статуэток главной кинопремии

Драма Гильермо Дель Торо "Форма воды" стала почти рекордсменом "Оскара", собрав коллекцию из 13 номинаций. Больше – 14 – за всю историю премии получали лишь три ленты

Ольга Черныш
Первый заместитель главного редактора
Оскаровская гонка: Достойна ли картина "…

Depo.ua начинает цикл публикаций о картинах, которые претендуют на главную премию американской киноакадемии.

Итак, "Форма воды" уже получила "Золотого льва" в Венеции, "Золотые глобусы" за "Лучшую режиссуру" и "Лучшее музыкальное сопровождение", стала лучшим фильмом по версии Гильдии продюсеров США. Поэтому несколько "Оскаров", включая главный, выглядели бы в копилке съемочной группы картины вполне логично.

Тем более, что видеорядом фильм действительно завораживает – среди колоритных деталей быта почти нет случайных. Дом главной героини - отдельный волшебный мир, который не пересекается с реальностью, можно брать и растягивать на видеоклипы. Да и сцены любви главных героев – сплошная поэзия. Словом, Дель Торо верен себе: картинка почти столь же совершенна, как и фантазийный мир в его "Лабиринте фавна", и чем-то напоминает "Пену дней" Виана.

Исполнительница роли Элайзы, британка Салли Хокинс, может смело претендовать на "Оскар" за "Лучшую женскую роль". Ведь сам образ странной немой уборщицы с железным характером и красивой душой не слишком типичен для Голливуда. Такая себе Амели нового поколения. В свое время ею многие восхищались, но так и не клонировали на экране. А если образ нетипичный, скорее всего заинтересует и впечатлит. Тем более, что с работой Хокинс справилась.

Что же касается сюжета, он вызвал больше всего пересудов. Некоторые критики заподозрили съемочную группу в конъюнктурном подходе. Мол, умышленно протянули сквозь сюжет красной нитью тему толерантности, чтобы настричь наград на кинофестах.

Зато родственники обладателя Пулитцеровской премии, драматурга Пола Зиндела обвинили создателей фильма в плагиате. Сын художника Дэвид утверждает, что сюжет фильма заимствован из пьесы Зиндела Let Me Hear You Whisper ("Дай мне услышать твой шепот"), написанной в 1969 году. Ведь в произведении тоже говорится об исследовательской лаборатории и уборщице. Правда, у героини пьесы появляются чувства к дельфину. Представители же Дель Торо категорически опровергают обвинения. Мол, с пьесой даже не знакомы.

Фабула картины разворачивается в космической лаборатории США 60-х годов, куда привозят странное существо, почти человека, но не совсем. Существо большую часть времени проводит в воде и, на первый взгляд, ведет себя агрессивно (на самом же деле, только из-за того, что живет в постоянных пытках). Из-за больных амбиций руководителя операции его решают отдать на опыты. Зато умертвить существо еще до того, как оно пригодится американцам, намерена советская разведка. И все удалось бы, если бы не гуманность и сила любви. Уборщица со своей подругой и пожилым папой-геем, а еще врач, который решается пойти против системы, решают бороться за жизнь невольника.

Зрителя заранее предупреждают, что ему не расскажут, в каком городе все это происходит и о чем история в целом. То есть, воспринимать это лучше как миф, сказку или аллегорию. Поэтому образы такие однозначные. Никаких противоречий, которые обычно пленяют сознание и впечатывают в память произведения искусства.

На экране – классический бунт Иных, который наталкивает на размышления относительно параллелей между Инаковостью и Божественностью. Ведь главный герой так и остается богом для одних и чудовищем для других.

Видеть же божественность в неклассических проявлениях людям системы не суждено. Ведь наивысшая цель в толпе – быть соответствующим и собрать максимум пряников. Любой ценой взлететь по карьерной лестнице, купить красивый дом и дорогое авто. И параллельно - активно притеснять тех, кого оставил позади. Изображать из себя чисто человеческого бога в самом примитивном понимании. Но нервничать, четко не понимая, почему именно. Подозревать, что за такими самопровозглашенными и античеловеческими богами могут прийти боги иного толка. Собственно, это и случается с главным антагонистом картины. Герой заигрался, а из глубин его внутренних рек (или же просто из Амазонки, кому как удобнее трактовать) появляется монстр, который не поддается муштре и насилию, заставляет тело и душу чернеть от кончиков пальцев и дальше.

Но есть и другие люди, способные видеть и верить в чудо в любом проявлении жизни. Те, кто отказались быть в мейнстриме, а чаще те, которых из него выбросили (ведь добровольно отказываются единицы). Они смотрят на других, минуя стереотипы, поэтому и сами освободились от диктата большинства. Критерии соответствия стае для них ничего не стоят. Другие для них – отдельные индивиды, в каждом из которых есть часть бога.

Собственно, и любовь, и чудеса – именно для них.

Многоуровневая картина оставляет зрителям пространство для размышления. Правда, шаблонность, архетипичность героев выглядит слишком затасканным приемом. Стандартизованности добавляет и то, что Иные в картине – представители меньшинств и угнетенных классов. Здесь и девушка с инвалидностью, и уборщицы, и гей, и темнокожая. С одной стороны, удобно для трансляции своего мнения, с другой – слишком просто.

И тут уже сомневаешься, не перешел ли Дель Торо грань, за которой кино или книги становятся средствами донесения правильных и актуальных в обществе мнений, но при этом теряют часть искусства. Но если и так, то часть небольшую. Фильм и без нее достойно выглядит в ТОПе лучших лент прошлого года.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme