Марш "евроблях": Чего именно требуют "литовцы"

Сегодня под стенами Рады началась акция владельцев нерастаможенных авто

Марш "евроблях": Чего именно требуют "ли…

Организатором акции выступает "Авто Евро Сила". О том, какие политики могут быть заинтересованы в поддержке этого движения и акций, Depo.ua уже писал.

Сегодня же нужно понимать именно цели и требования участников акции, которая началась в 6 утра, а собираться участники начали еще с ночи.

Подготовку к акции организаторы начали еще летом, обещали собрать 100 тысяч людей, впрочем, на момент написания статьи такого количества "бляхеров" нет и близко.

Сама акция пройдет на площади возле Верховной Рады. Также мероприятия будут проходить возле комитета ВР по вопросам таможенной и налоговой политики, на улице Грушевского, а также на Институтской и Лютеранской улицах, прилегающих к Администрации президента.

"Авто Евро Сила" подготовила меморандум и собирается митинговать до тех пор, пока его не примут.

Условия "евробляхеров"

Организаторы и, соответственно, участники акции ставят несколько требований к власти.

Во-первых, растаможка для украинцев на все иностранные автомобили должна стать доступной, как в европейских странах, механизм должен быть упрощен.

Во-вторых, стандарт Евро-5 при ввозе и регистрации подержанного авто из другой страны должен быть отменен. Так, в Европе на законодательном уровне указано, что стандарты Евро-5 и Евро-6 - только для производства авто, а ввезти и поставить на учет можно любую машину, уплатив пошлину, пройдя техосмотр. В Украине же решили прикрыться европейским опытом и обязательствами, которых никто не видел, чтобы запретить растамаживать машины старше Евро-5 (2010 года).

В-третьих, все автомобили европейской регистрации, которые уже завезены в Украину, должны быть легализованы. И должна быть установлена ставка общих платежей в бюджет, конечно, доступная.

В-четвертых, "евробляхеры" требуют снять ограничения на перепродажу автомобилей на еврономерах внутри страны.

Ну и дальше - популизм о прекращении репрессий силовиков против водителей на еврономерах, которых якобы задерживали, принудительно забирали документы и вносили в базу и таможни ГФС. Стоит отметить, что на конфликтах с полицией евробляхери довольно удачно пиарились в течение всего лета. Конечно, штрафы для "евробляхеров" были, великоваты - по решению судов.

Например, согласно решению Киевского Апелляционного Административного суда по отношению к владельцу Audi A4 на польских номерах, согласно которому он был оштрафован на 443 тыс. гривен. До этого жителю Черкасс тот же суд "впаял" более 1,5 млн гривен за нерастаможенный Mercedes-Benz E320 на литовских номерах. Оба решения мотивированы тем, что граждане Украины совершили противоправные действия, ибо лично не ввозили автомобиль на украинскую территорию. Однако, это исключение из случаев, поскольку эти автомобили "попались" после того, как их не вывезли за год, или даже успели слететь с учета в ЕС.

По каким схемам сегодня можно завезти евробляху в Украину

Первая схема - это транзит. "Евробляха" оформляется на фирме в Литве, в страну ее завозит украинец, которому фирма передает право пользования транспортным средством по договору поручения на 50 лет. Украинца даже могут вписать в техпаспорт.

Срок пребывания транзитной машины в стране составляет 5-10 дней. После превышения срока пребывания сотрудники налоговой службы на границе выписывают штраф в размере 8,5 тыс. грн. Большое количество владельцев таких машин платят штраф и дальше катаются, поскольку юридически возникает коллизия с их пребыванием здесь, учитывая что полиция не может ничего сделать таким водителям, потому что не имеет доступа к базам ГФС...

Водители могут даже не платить этот штраф сразу, но в итоге, единственная причина, которая заставит владельца "евробляхи" заплатить эти 8,5 тыс. грн, остается техосмотр, который, например, в Литве нужно проходить раз в 2 года.

Транзит - самая популярная схема в Украине.

Вторая схема - временный ввоз. В страну на "евробляхе" едет иностранец, потом он выдает гендоверенность украинцу. При этом каждый год иностранец обязан вывозить и снова ввозить автомобиль в Украину. Также раз в полгода необходимо покупать в той стране, где зарегистрирован автомобиль, полис обязательного страхования и проходить техосмотр, без которого автомобиль снимут с учета. А в случае, если иномарка попадет в Украине на штрафстоянку, то забрать ее потом сможет лишь формальный собственник.

Официально растаможить в Украине автомобиль можно, но только тот, который соответствует стандарту Евро-5. Это автомобили не старше 2010 года.

Насколько упростили растаможку Евро-5

31 мая 2016-го года Верховная Рада приняла законопроект №3251, который предусматривает существенное снижение акцизного сбора на импортные автомобили уже с 1 июля 2016 года. За законопроект проголосовали 237 народных депутатов.

Действие этого Закона действительно несколько удешевило растаможку машин не старше 1-го января 2010 года.

Например, для авто с объемом двигателя 1000 кубометров акциз снизился с 1,36-1,76 евро до 0,063 евро за кубометр, то есть в 28 раз.

Для растаможки автомобиля с двигателем 1 л нужно будет заплатить 63 евро вместо 1761 евро, для растаможки авто с двигателем 2 л - 534 евро вместо 4882.

Снижены акцизы будут действовать до 31-го декабря 2018-го года. С 1 января 2018 года, в Украине должен быть введен стандарт Евро 6, запрещающий импорт авто старше 3-4 лет стандарта Евро 5.

Какие есть законные механизмы решения вопроса

В парламенте зарегистрированы законопроекты, в которых предлагается несколько снять напряжение в этом вопросе. "Авто Евро Сила" предлагает принять закон, который позволит ездить на иностранных номерах при условии уплаты в бюджет ежегодного взноса в 200 евро. Народные депутаты предлагают несколько иной механизм: ввести упрощенную процедуру растаможки авто, которая предусматривает соответствующий размер налога с учетом комплектации и класса автомобиля. После этого народные избранники считают нужным вообще урегулировать эту сферу, введя предохранители для "автохлама" и одновременно существенно упростив процедуру ввоза подержанных транспортных средств.

Президент Украины Петр Порошенко вообще Указом 146/2017 поручил Кабинету Министров Украины безотлагательно урегулировать ситуацию, которая "сложилась в результате несоблюдения требований таможенного законодательства при использовании на территории Украины транспортных средств, зарегистрированных соответствующими органами иностранных государств". Есть два законопроекта, которые должны были бы урегулировать ситуацию. Речь о 5567 (законопроект Парасюка) и 4932 (законопроект Бурбака). Парасюк предлагает урегулировать вопросы транзита и временного ввоза транспортных средств личного пользования, Бурбак - решить вопрос единого сбора, который взимается в пунктах пропуска через государственную границу Украины (2 евро в день - на таком уровне вычислили этот сбор).

Против законопроекта Бурбака уже собирался митинг из "литовцев".

Цена вопроса

Один простой пример. Если в Украине за $2 тысячи можно купить или 10 летнюю "Таврию", или 10-20 летний ВАЗ, или иномарку 80-х годов в более-менее нормальном состоянии (Volkswagen Golf II), то в Литве или Польше цены на немецкие авто (Audi A4, A6, Volkswagen Golf 3, Golf 4) начале 2000-х стартуют от 600 - 700 евро. На японцев от 900 евро. Автомобиль действительно в хорошем состоянии можно купить за 1000 - 1500 евро. К расходам добавляется переоформление, техосмотр (если нет, то это редкость) и дорога в Украину. В итоге, за 2000 евро украинец может пригнать себе автомобиль в нормальном состоянии. Главное - следить за тем, чтобы там он не слетел с учета, проходился вовремя техосмотр и так далее.

В Украине такие же иномарки стартуют от $6 тысяч. А если бюджет немного выше, он позволяет ездить по нашим дорогам на условном BMW X5 2015 года выпуска за 23 тысячи евро (согласно с украинским законодательством автомобили со стандартом не менее Евро 5 - от 2010 года и моложе - можно растаможить). В Украине такой же Б/У BMW продают за $60 тыс. А BMW X5 2002 году обойдется украинцу в Польше в 6 тысяч евро. У нас - более 15 тысяч евро.

Почему бороться с "бляхами" нереально

Дело в том, что по неофициальным данным в Украине уже до 1,5 млн "евроблях". Для многих они стали хорошим бизнесом. Компании и люди, которые привозят авто из Европы берут за свои услуги от 700 до 1000 евро. Есть огромный спрос. Мотивация - высокая стоимость как Б/У так и новых автомобилей в Украине. Что и говорить, если новый условный Ланос Sens стоит от $8 тысяч. К тому же, качество этой машины вызывает много вопросов. О цены на Б/У мы уже писали. Понятно, что украинцу лучше взять качественную иномарку начала 2000-х за меньшие деньги. И многих очень раздражает несправедливость, которая заключается в том, что в Украине невозможно легально ввезти автомобиль, старше стандарта Евро-5 (от 2010 года), а в Польше украинцам удалось растаможить и поставить на учет "Запорожец" 1991 года, оплатив 40% стоимости авто. Понятно, что люди охотно ставили на учет "евробляхи", платили в бюджет... А когда власть не идет им на встречу, то идет поиск лазеек в законодательстве.

Рейды полиции и штрафы против "евроблях" вряд ли отпугнут украинцев. Все это уже было в 90-х годах и лишь на время ослабило спрос. Более жесткими санкциями власти вполне могут нарваться на акции протеста - количество "бляхеров" достаточное. Вопрос необходимо решать разумно. Разговоры о защите отечественного производителя не выдерживают критики. Поскольку, ЗАЗ выпустил первую партию легковых авто в этом году только в июне. "Богдан" Олега Гладковского, близкого к Петру Порошенко, собирает китайцев и корейцев: JAC, Great Wall и Lifan, KIA и Hyundai. Стоимость стартует от $10 тысяч. Тот самый "Еврокар" занимается Volkswagen, Audi, SEAT и Škoda. Впрочем, у украинца, который везет себе дешевое авто из Европы и так не будет денег на условный Ланос за $8 тысяч. А покупать старенький "Жигуль" за $2 тысячи - это куда хуже и неадекватнее, чем иномарку из Литвы за ту же цену. Поэтому, вполне разумно было бы поспособствовать легализации автомобилей, ценовая категория которых не превышает 3 тысячи евро в Европе. Это дало бы возможность украинцам завозить подержанные иномарки бюджетного класса, автоматически обвалив цены на вторичном рынке отечественного "хлама" и не нанеся вреда производителям.

  1. Ввозная пошлина Ставка пошлины на большинство ТС, которые ввозятся, составляет 10% от суммарной таможенной стоимости, исключая дизельные автобусы для перевозки более 10 человек с двигателем более 5 л. (Ставка 20%), ТС с электродвигателем (8%), а также - новых легковых автомобилей с объемом более 3 л. (6%) Ставки определены "Таможенным тарифом Украины"
  2. Ввозная пошлина Сегодня ее ставка составляет 10% от суммарной таможенной стоимости автомобиля.
  3. Акцизный налог (сбор). Насчитывается по-разному для разных типов ТС. В большинстве случаев это зависит от возраста авто, типа топлива, объема и мощности двигателя. Напомним, что в марте 2014 ставки акцизного сбора на новые авто были увеличены вдвое, a в 2015 введено ставки и на грузовики, а на легковые - еще немного повышены.
  4. НДС. 20% от суммы таможенной стоимости, ввозной пошлины и акцизного налога.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme