Лебедев, только в науке: Зачем Украина выписывает очередного кумира из России

Российская журналистка и популяризаторша науки Ася Казанцева сейчас катается в туре по городам Украины. На лекциях - куча народу, а в сети - восторженные отзывы. Кажется, мы продолжаем создавать себе нового кумира. На этот раз в жанре научпоп

Лебедев, только в науке: Зачем Украина в…

В соцсетях, потребители "умных знаний" активно нахваливают друг друга.

"На лекции Аси Казанцевой не узнал ничего нового о снах, но увидел много красивых лиц и осмысленных взглядов. Люди, вы красивые!", - пишет пользователь Facebook Александр Симудров.

Что же, сейчас науку модно любить. Даже если больше лирик по натуре - зевай, но терпи. Иначе, совсем выпадешь из тренда. Науку принято любить, даже если на лекции не узнаешь ничего нового. Достаточно того, что ее читает Ася Казанцева.

РОССИЙСКАЯ ПОПУЛЯРИЗАТОРША ВМЕСТО КЛАССИКОВ

Некоторые украинские популяризаторы возмущаются. Ведь стараются, организовывают собственные лекции, а ходят в основном на Асю. Так, немалый резонанс в сети сделал пост украинского клеточного биолога и популяризаторши науки Ольги Масловой.

Под постом популяризаторше науки объясняют: мол, чего удивляетесь. Ася раскручена, в нее вложили немалую сумму, а на анонсах в Facebook дело не пойдет.

Казанцева вела просветительскую программу на РосТВ, раскрутила блог в ЖЖ. Потом получила премию и напечатала две книги "Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости" и "В интернете кто-то неправ! Научные исследования дискуссионных вопросов".

Не так давно харьковское издательство Vivat переиздало обе книги на украинском языке.

Если никогда не интересовались наукой, читать может быть интересно. Рассказывает Казанцева, например, о причинах переедания, действии гормонов, алкоголя и наркотиков на организм, влиянии сна и физических упражнений на мозг. Особых откровений не ждите. Будет примерно то же, что выдаст Google, например, на запрос "Почему у нас возникает зависимость от никотина". Но здесь все собрано в одном месте и легко написано.

Но действительно ли уникально, достойно оваций и контрактов с украинскими издательствами? Из научной литературы мы имеем произведения Стивена Хокинга, Ричарда Докинза и нескольких других. На остальных классиков - дефицит. Но печатают при этом Асю.

Издательству это выгодно, ведь в обществе есть спрос. Украинский любитель науки не знает: чтобы послушать интересности, восточной гости ждать необязательно. Например, на неделе науки украинская нейробиолог Нана Войтенко доходчиво рассказывала про мозг. Между прочим, набор фактов довольно похож на лекцию Казанцевой. Видимо, разные ученые и журналисты одинаково определяют грань, до которой сложная информация доступна обывателю.

Но ходят на Асю. На украинских ученых - тоже, но далеко не так активно. Публика продолжает активно жевать информацию, поданную как "культовую". Увидел интервью в глянце, глянул на книжки на полке, прочитал пафосный пост лидера мнений - и все, купился. Критическое мышление остается непопулярным подходом к информации, хотя все о нем читают и даже лайкают.

КТО ЗДЕСЬ ЛЮБИТ ПОРКУ

Раньше, несколько лет назад весь прогрессивный люд был в восторге от Артемия Лебедева. "Тема (его ник tema в "Живом журнале") в теме", - говорили украински креативщики и дизайнеры.

На логичный вопрос "Что же он такого сделал?" большинство терялась. Максимум, говорили о кружке с ручкой в форме почтовой улитки.

Фото: termowin.ru

Или же говорили: "Лебедев разработал дизайн "Яндекса".

Хотя если спросить этих людей раньше, красиво ли сочетать красный, желтый, черный и синий, большинство из них покрутили бы пальцами у виска.

Впрочем, Лебедев умел себя подать и ворвался на украинский рынок не чашками, а рубрикой "Бизнес-Линч" или "Порка", где с размаха крушил самооценку дизайнеров, которые представили работы на его суд.

Люди читали и посмеивались с едких комментов. Если работу прислал не ты, можно и побыть на стороне судьи, то есть высшего. Подобными играми разума российский дизайнер приобрел здесь огромную популярность. Так пиар и эффектная медиаподача сделала саму суть неважной.

И кажется, сейчас имеем похожий, хотя далеко не такой эпатажный пример.

В чем отличаются два ньюсмейкера из России - это отношением к политическим вопросам.

Ведь в конце концов Лебедев сделал ряд антиукраинских высказываний, СБУ запретила ему въезд, а потом дизайнер заявил, что Украина - это регион России.

Казанцева же в своем блоге призвала к участию в митинге против вторжения России в Украину 18 марта 2014 года. Хотя и утверждала, что написание "на Украине" - правильно в русском варианте русского (а есть еще украинский - ред.).

В остальном о политике девушка как в рот воды набрала, ведь, наверное, хорошо понимает, какую аудиторию может потерять.

Впрочем, кажется, более трезво относиться к раздутым культам - таки неплохая идея.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme