Об украинском рынке, писателях-зомби, "Агентстве независимости" и исполнителях заказов из России: Интервью с фантастом Олегом Силиным

Писатель-фантаст Олег Силин рассказал о заработках украинских писателей, расколе в литературной среде, схемах покупки прав на мировые бестселлеры у россиян и киевских писателях-сепаратистах, которые пишут книги по заказу России

Об украинском рынке, писателях-зомби, "А…

Журналист Depo.ua встретился с писателем Олегом Силиным в небольшом кафе в центре Киева.  Это место давно облюбовала творческая элита столицы: тепло, тихо, умеренные цены и прямо в кафе можно купить Б/У книги в хорошем состоянии. За Хемингуэевские "Острова в океане" просят пятнадцать гривен, "Сто лет одиночества" Маркеса обойдутся в двадцать пять.

- Это знаменитое заведение, - говорит Олег. - Здесь были многие литераторы, критики и издатели. А в 2014 собирались писатели - патриоты и волонтерили, плели маскировочные сетки для нашей армии.

псьменник олег силін на виставці

Олег Силин – писатель и журналист, соучредитель литературного объединения "Звездная крепость", занимающегося продвижением фантастики в Украине, автор двух романов и более 30 рассказов. Входил в жюри нескольких литературных конкурсов, эксперт "Коронации слова". Лаурет премии Европейского Сообщества научной фантастики "Еврокон" (2013). Работает сценаристом компьютерных игр.

Про российские деньги и госзаказы на пропаганду 

- Ты родился и вырос в Харькове, писал на русском и для российских издателей, но потом полностью отказался от российского рынка и языка. Почему?

Россия начала войну против моей страны. Я не могу брать деньги у тех, кто убивает моих сограждан. Для меня это невозможно. Хотя деньги в России, конечно, всегда были больше. Это откровенно. Но есть вещи, которые в деньгах не измеряются. Для меня это вопрос морали.

Что вообще происходило в писательской среде в 2014 году, во время начала агрессии России?

- Материться можно? Если честно, то в 2014 году все просто ох*ели. Думалось, ну блин, так быть не может, это я просто сплю. Нет-нет, войны не будет! А потом... Потом, когда стали гибнуть наши украинские ребята, это было шоком. Многие просто не понимали или не до конца осознавали, что происходит. Все надо было как-то уложить в голове. Я знаю, что очень многие авторы в 2014 году просто перестали писать. Кто-то ушел добровольцем, кого-то призвали, кто-то волонтерил в меру сил, кто-то помогал переселенцам, а кто-то просто сутками напролет обновлял ленты новостей и следил за развитием событий в зоне АТО... В первые полгода, а может и год, писателям, как и всей стране, было не до книг. Помогали как могли: деньгами, плели маскировочные сетки, доставали необходимое для фронта. Но давайте честно: это происходило с одной, проукраинской стороны. С другой - в Киеве были и есть идейные писатели-сепаратисты и те, кто "вне политики".

И как им живется? Где они зарабатывают?

- Прекрасно живется: поставили себе спутниковую тарелку, смотрят российские каналы, читают российские сайты... В общем, откололись и никак не пересекаются с литературными украинскими процессами. Есть те, кто пытаются шифроваться: работают с российскими изданиями через подставные конторы, которые заводятся и регистрируются в Украине. Проукраинские авторы стараются такие вещи отлавливать, находить. Но, знаете, там, где есть деньги, мораль часто отсутствует от словам совсем, а российские издатели всегда платили авторам намного больше. Это одна из многих причин, почему до 2014 года украинские литературные процессы шли очень вяло...

Насколько больше платили или платят российские издательства?

- В разы. Нужны цифры? Ок. Например, в 2012 году автор-дебютант на России мог рассчитывать на две тысячи долларов за книгу. Это без роялти. А в Украине, если дебютанту удавалось получить 500 долларов за тот же объем - это было уже хорошо. Но кроме денег есть еще тираж твоей книги, который важен для любого автора, тем более, дебютанта. Понятно, что русскоязычный рынок охватывает не только Россию. Книги на русском продавались и в Беларуси, Украине, Молдове, Казахстане, Израиле, Германии и так далее. Это громадная машина, в том числе, включающая систему распространения. А учитывая, что россияне склонны к монополизации, маленьких издательств в России практически не осталось, особенно если брать те, что публикуют фантастику. Например, известный российский холдинг контролирует 70-75% всей российской фантастики. И, как любая огромная корпорация, чтобы выжить в российских реалиях, они где-то выполняют госзаказ на пропаганду. Это уже конвейер, отлаженная схема. Кстати, чем дороже нефть, тем больше денег вкладывает Россия в пропаганду: растет количество книг про "русских спасителей мир"а и прочую ахинею. И, что немаловажно, растут тиражи этих "книг". Например, в 2009-2010 годах, когда нефть была золотой, писатель-дебютант мог рассчитывать на пять тысяч экземпляров, в то время как в Украине автор часто получал книгу, в которой тираж вообще не был указан. Как ты понимаешь, чтобы не было обидно. Или могли указать две тысячи тиража, но, по моим ощущениям, печатали штук двести.

Госзаказы и российскую пропаганду тоже сливали украинским авторам?

- Конечно. Когда-то я вел статистику таких авторов. Получалось в разные годы 100-150 человек, которые писали туда. Более того, те, с позволения сказать, "писатели", что сейчас сидят в так называемых "ДНР" и "ЛНР" и орут, мол, в Украине десятилетиями притесняли русский язык, на самом деле катались по всей Украине, издавали книги на русском, устраивали презентации и посещали многочисленные фестивали.

Про украинский рынок и перспективы украинской фантастики 

Как, по твоим ощущениям, изменился украинский книжный рынок с 2014 года?

- Ох, с чего тут начать? Давайте так: в 2011-2012 году на огромном столичном книжном рынке Петровке, нынешней Почайной, украинские книги можно было купить в трех точках. Все. Три точки и можно было больше не искать. Вся огромная Петровка просто обслуживала здоровенную махину российских издателей и пропагандистов. А национальной системы распространения наших, украинских книг, кроме парочки сетевых магазинов, в Украине не было. Да и в этих магазинах надо было брать то, что дают, то, что есть здесь и сейчас. А заинтересовавшую тебя книгу можно было ждать и год. Понятно, что сейчас я говорю о цивилизованном способе приобретения книги, когда ты ее покупаешь, а не воруешь где-то в интернете.  Что касается современности - сейчас украинский книжный рынок переживает настоящий бум. Если говорить конкретно об украинской фантастике - рост раза в три. Например, в 2011 году вышло сорок книг украинских авторов, еще сорок переводов на украинский - и это было отлично. Сейчас в год выходит больше ста авторов и трехсот переводов. И это только в жанре фантастики!

 

олег силин со своей книгой

Кстати, насчет переводов, слышал, что некоторые украинские издательства покупают права на мировые фантастические бестселлеры у российских издателей. Как так вышло?

- Да, действительно такие истории были. Дело в том, что как только рухнул Совок, возникла необходимость как-то регулировать права на перевод западной литературы. Не слишком понимающие в ситуации западные издатели продавали права на перевод на "территории СНГ". Соответственно, в России книга выходила, а украинскому издателю уже никак невозможно было издать эту книгу. Так что, некоторые права на переводы знаковых произведений покупались и покупаются в Москве. Насколько я знаю,  украинских издателей коробит такая ситуация, но они придерживаются мнения, что лучше купить права у российского агентства и перевести произведение на украинский язык, чем вовсе не выпустить книгу, оставив безальтернативный вариант на русском. Ну или на языке оригинала, но многие ли его прочитают? И если выбирать из двух зол меньшее, то, пожалуй, это правильное решение. Особенно это касается западной, англоязычной фантастики и знаковых произведений, которые действительно заслуживают внимания.

Западная фантастика - ведущая в мире: снимаются фильмы-бестселлеры, книги переводят на многие языки мира и так далее. Есть ли шансы, что когда-то украинская фантастика будет не хуже?

- На Западе фантастика - это индустрия. Есть спрос, есть книжный рынок, есть рынок кино. И в этой конкурентной среде рождаются лучшие образцы мировой фантастики, которые потом, в том числе, экранизируют. И так на Западе происходит уже много десятилетий. А теперь давайте откатимся к истории, когда на территории нашей страны существовал Совок со своей зубодробительной цензурой и цензорами. Я не хочу рисовать воздушные замки и отлично понимаю, что цензура и на Западе существует и, особенно существовала во времена противостояния с СССР, но она была в совершенно другой! Это не советская, не партийная цензура в стиле: "это изображать нельзя, про это вы никогда не напишите и не снимете, а вот эту идею настоятельно просим включить в ваше произведение". Учитывая такие тиски, такие ограничения, как думаете, что советский фантаст мог, в принципе, написать, что он мог в принципе предложить западному читателю или зрителю? Да ни х.я! Конечно, были отдельные личности, например Борис Стругацкий, который смог дать людям такое себе дозволенное бунтарство, чтобы инженеры и интеллигенция совсем уж не чувствовали себя несчастными. Но основная масса фантастики жестко регламентировалась и цензурировалась. Такая цензура убила несколько поколений украинских талантливых писателей...

Не только украинских...

- Не только. Например на России вместо нормальных авторов появилась целая когорта писателей-зомби, которые за бюджетные деньги продвигают ура-россиянскую идею, обслуживают номенклатуру. Хуже всего, что при этом некоторые из них называют себя учениками Стругацкого. Наверняка сам Борис Натанович был бы в шоке от того, что происходит с его "учениками". Но ему посчастливилось умереть немного раньше расцвета этого мракобесия (Борис Стругацкий умер в 2012 году, - ред). У нас же Украине, начиная с 2014 года начались позитивные процессы, я бы даже сказал, процессы становления современной фантастики: появляются новые имена, новые идеи, новые находки. Эти процессы со временем могут вывести украинскую фантастику на очень высокий уровень. Конечно, при условии, что будет расти рынок и украинский читатель будет готов платить за литературу.

Про заработки в литературе и вдохновение 

Раз уж мы начали про деньги: какой был твой первый гонорар, на что ты его потратил?

-  Если правильно помню - я получил за первую книгу около двух тысяч долларов. Деньги я положил на банковский счет, потом вытащил немного, потом еще немного и в один момент оказалось, что денег нет. А за рассказы я получал разные гонорары. Иногда это была чашечка кофе в кафе, иногда несколько экземпляров книги, где вышел мой рассказ, с формулировкой вроде "Извини, чувак, деньгами не можем, а книжками - пожалуйста". Были, конечно, и денежные компенсации.

Не густо. На писательстве вообще реально заработать на жизнь?

- Скорее нет, чем да. Я, например, работаю нарративным дизайнером (разработка истории и персонажей для компьютерных игр, - ред), до этого работал в рекламном бизнесе. Был период в моей жизни, когда писательство было моей единственной профессией. Но оказалось, что я пишу не настолько быстро, как хотелось бы. И уж точно не настолько быстро, как я трачу деньги. Нет, я не транжира, но заработать чистым писательством очень-очень трудно и приходится заниматься массой дел, в том, числе продвижением своей книги. По идее, конечно, издательство должно вкладываться в раскрутку автора и книги. Но у нас, пока мы на этапе становления, все, к сожалению, иначе. Если автор сам не начнет крутиться, пытаться как-то расшевелить издателя, то издатель, в большинстве случаев, будет сидеть на попе ровно, а потом жаловаться, что книжки не покупают. Порой, издателя все еще приходится долго убеждать, что украинский автор способен его вывести на точку безубыточности. Но эти процессы идут и, я считаю, что с каждым годом будет лучше.

Недавно вышла твоя книга - "Агентство Независимости". Сложно было найти издателя дня нее? 

збірник українських фантастів до 30річчя незалежності

- Это сборник рассказов современных украинских фантастов, посвященный 30-летию восстановления Независимости Украины. В основе идеи лежит допущение, что наша современная история, несмотря на всю ее сложность — лучший вариант, поскольку худшие не реализовались. А не реализовались они благодаря оперативникам фантастической неправительственной организации "Агентство Независимость", которые за кулисами отвели угрозы, о которых никто так и не узнал.

Каждый писатель взял один год, одно ключевое событие и описал его с точки зрения агентов этой организации. И таким образом у нас получился сборник из 30 рассказов от 30 украинских авторов о каждом из 30 годов нашей истории. Кроме 2020-го, но что с ним не так, я рассказывать не буду. В книжке. если интересно, увидите.

агенты независимости

Концепцию и идею Агентства мы с моей женой Аленой придумали в декабре 2020 года. Алена взяла на себя коммуникацию с авторами и издателем, я занимался литературной частью и написал два рассказа. Издатель — "Навчальна книга — Богдан" — поверил в нашу идею практически сразу, мы ощущали поддержку на всех этапах подготовки книги. Меньше чем за год, в сентябре, на Львовском Форуме издателей, мы уже презентовали книгу.

Что бы ты посоветовал молодым украинским писателям-фантастам, которые тоже мечтают выпустить когда-нибудь свою книгу?

- Первое: участвуйте в конкурсах. Например, есть "Коронация слова", номинация "Украинской фантастики". Само по себе участие, конечно, не гарантия, что твою книгу опубликуют, но если ее отметит жюри - можно будет это указать в письме издателю. Для издателя это очень важно и уже является маркером, что ему прислали не очередной графоманский шлак. Могут обратить внимание, начать читать. Второй момент - будьте готовы к критике и учитесь разбираться, где она конструктивная, а где это просто хейтерство. Ну и самое главное - ищите вдохновение в семье, природе, хобби, но не в бутылке. Увы, я знаю нескольких украинских ребят, которые подавали просто невероятные надежды, но из-за проблем с алкоголем так и не закончили свои книги и просто исчезли.

Кирило Железнов, спеціально для Depo.ua

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme