Гарантия на автомобиль: кому это выгодно?

Два года, три или пять? А может быть, семь? Без ограничения пробега или – "что наступит раньше"? Производители и импортеры предлагают самые разные условия гарантии, а потребителю приходится разбираться, где же правда, а где маркетинговый трюк, что выгоднее и стоит ли вообще обращать внимание на все эти обещания. Попробуем разобраться вместе

Гарантия на автомобиль: кому это выгодно…

Так бывает: вроде бы и решение принято, и все предельно понятно, но в последний момент кто-то эмоционально усомнится "А где гарантия?!" - и все летит в тартарары. И только у автомобильщиков все просто. Где гарантия? Да вот она. Все регламентировано, все расписано, все четко. Даже про то, что читать надо и мелкие буквы, мы все тоже помним. И… и все равно сомневаемся. Потому что гарантия на автомобиль – это вроде как бесплатная услуга, а нас чему отцы учили в детстве? Про мышеловку, да? Конечно, подозрительно. 

Не странное совпадение

Тут надо понимать, что вот эта "природная" подозрительность на самом деле уходит корнями в советское прошлое, где действительно сложно было говорить о корпоративной культуре и веками создаваемой репутации. И пора бы с ней уже попрощаться. Ну а самым ярым скептикам можем намекнуть, что на самом деле не такая уж она и бесплатная, и расходы на гарантийное обслуживание наверняка учитываются автопроизводителями при формировании цены на конечный продукт.

А зачем им это надо? Ответ очевиден – чтобы вы два-три года обязательно посещали официальный сервис, зачем же еще. Как только гарантия закончилась – все, можно уходить от "официалов" в гаражи. Красивая версия, вот только есть нестыковка – в Европе и после гарантийного срока никто особо покинуть официальный сервис не рвется, а гарантия на автомобили все равно есть. Им-то для чего? 

Все намного проще. Действительно, производителю приходится защищаться, согласитесь – если вы ушли на обслуживание "в гараж", потом все это исправлять по гарантийным обязательствам как-то не логично. Но это следствие, а не причина. Причина в другом: предоставляя гарантийное обслуживание, производитель побуждает нас к покупке нового, а не бэушного автомобиля. Вот и все. Покупая новый автомобиль, вы понимаете, что какое-то время даже если случится что-то очень серьезное, все проблемы будут решены. А "бэушка", купленная даже у самого близкого человека, через день может развалиться на части – и с этим вы уж ничего не сделаете. 

Обратите внимание, даже сроки гарантии два-три года – это время, через которое в Европе начинают задумываться о покупке нового автомобиля. У нас цикл другой – машина находится в эксплуатации у одного владельца пять-семь лет, так что вполне логично, что у разных импортеров появляются и сроки увеличенной гарантии – те же самые пять, а то и семь лет. Но можно ли гарантировать безотказную работу такого сложного механизма в течение пяти, семи лет? Вряд ли, поэтому такие случаи единичны и всегда надо внимательно изучать предлагаемые условия.

Европа и Азия

Так какой срок гарантии можно считать максимально честным и выгодным для покупателя? Исторически сложилось два канона – европейский и азиатский. В Европе больше отдавали предпочтение формуле "два года без ограничения пробега", в Азии – "три года или 100 000 км пробега". Первый очевидно выгоден только корпоративным паркам и таксистам. Они наматывают за год и 50, и больше тысяч, но обычные автовладельцы в среднем проезжают за год не больше 20-30 тыс. км. И приставка "без ограничения пробега" превращается просто в красивую фразу. Конечно, если вы не безбашенный автотурист. Получается, что три года или 100 тысяч пробега – это на сегодня это уже не "азиатский вариант", а оптимальный, эталон для некоммерческого транспорта, устраивающий и покупателя, и продавца, но… Но предоставить такие условия могут не все. Ну или не хотят. 

Поскольку такие обязательства производителя должны быть подкреплены как минимум тремя безусловными вводными:

  1. Уверенность в качестве своего товара.
  2. Финансовая стабильность на случай возможного увеличения расходов на гарантийное обслуживание.
  3. Искреннее желание производителя завоевать потребителя не красивыми фразами и обещаниями, а действительно комфортными условиями владения тем или иным автомобилем, а проще говоря – готовностью потратить деньги на создание доверительных отношений между производителем и владельцем автомобиля. 

Показательный пример

Давайте попробуем рассмотреть ситуацию на самом что ни на есть жизненном примере. С января июля 2019 года на пассажирские автомобили Citroёn и Peugeot, предлагаемые в Украине представительством группы PSA, гарантия расширена до 3 лет или 100 тыс км пробега (в зависимости от того, что наступит раньше). При этом для грузопассажирских автомобилей - гарантия как раз два года без ограничения пробега, что в данном случае более выгодно покупателю. 

На обсуждение пункта два в данной ситуации тратить время нет смысла – даже в условиях пандемии Группа PSA сохраняет прибыльность и в первом полугодии 2020 года ее выручка составила 25,1 млрд евро. Что, конечно, не влечет автоматического выполнения пункта три, но об этом немного позже, сначала рассмотрим пункт один – уверенность в качестве своего товара. 

Тут, казалось бы, тоже все просто. Надежность и качество для Группы PSA – ключевые параметры, от года к году идет планомерная, постоянная работа – на основе скрупулезного изучения опыта эксплуатации, обратной связи от клиентов, изучения истории сервисного обслуживания и так далее. Как результат – автомобили Citroёn и Peugeot стали неизменными участниками всевозможных рейтингов надежности, и, естественно, сегодня производитель готов к предоставлению гарантии на три года. Во Франции. В Германии, Италии, Испании и вообще где угодно... Но в Украине? Хорошо обещать безотказную работу автомобиля, который ездит по гладким европейским дорогам и питается исключительно по законам ЗОЖ. А здесь? С нашими дорогами, заправками, нещадной эксплуатацией? Тут как в игре на выживание – если ты вообще три года смог выжить, уже герой. 

Экспедиция на Марс

Думаете, во Франции не подозревают, что ждет автомобили компании в Украине? Знают не понаслышке (не поверите, но представители PSA регулярно приезжают в Украину специально для инспектирования качества дорог), поэтому машины, которые поставляются на наш рынок, готовят примерно так же, как в отправке на Марс. Существует даже специальная комиссия отдела качества PSA, которая следит за соблюдением стандартов готовности и соответствием новых моделей этим самым стандартам. Перед тем, как "молодого бойца" отправят в наши суровые условия, он должен пройти обязательную адаптацию. Как минимум все машины, приезжающие к нам, имеют увеличенный на 10 мм клиренс, 90% всех машин оснащается защитой двигателя (за исключением коммерческой техники и сугубо городских автмобилейавтомобилей. Но как владелец французской машины с защитой мотора могу заявить по собственному опыту: и остальным тоже не помешает поставить, что можно легко сделать в любом официальном сервисном центре). Кроме того, на эти машины устанавливается генератор помощнее и аккумулятор большей емкости. Это может показаться не таким важным при +20 в ноябре, но когда бахнет мороз в минус тридцать, вам будут завидовать все владельцы премиум-джипов из Эмиратов. Бачок омывателя большей емкости – очень полезная штука, правда, опасная: летом у вас порой возникает ощущение, что жидкость в бачке не кончается никогда, и конечно же, она всегда заканчивается неожиданно. Но самое главное, эксперты PSA регулярно проводят тестирование качества топлива в Украине, следят за отзывами по эксплуатации своих машин в наших условиях и все двигатели, поставляемые на наш рынок, готовы к "слегка неправильному питанию". Конечно, это не значит, что владельцы Citroёn и Peugeot могут заправляться на "нонеймах" и заливать в бак что угодно – но, если пользоваться как минимум услугами брендовых АЗС, все будет в порядке. 

Все эти меры, плюс многие другие нюансы адаптации автомобилей к нашим условиям позволяют производителю твердо заявить: да, мы готовы гарантировать безотказную работу своих автомобилей в течение трех лет или 100 тыс км пробега. Конечно, только в том случае, когда мы говорим об официальных поставках новых автомобилей на наш рынок. 

Так что с пунктами один и два все в порядке. Остался только третий – а мы ведь обещали к нему вернуться. 

Где подвох?

Какова в конечном итоге задача? Давайте смотреть правде в глаза, это просто бизнес (о да, очень эмоциональный и личностный, но все-таки бизнес), и цель понятна: для производителя важно, чтобы покупать у него машину было выгодно и приятно, а владение автомобилем было комфортным. В таком случае довольный потребитель и сам выступает как некоторый элемент продвижения (делясь с друзьями и знакомыми своим впечатлением, делая посты в соцсетях и так далее), и в будущем при смене автомобиля возвращается к тому же бренду, а авторитет компании остается неизменно высоким.

Поэтому искать подвох в том же случае перехода от двух лет гарантии к трем вряд ли стоит. Да, это однозначно несет лишние расходы. Скептики могут возразить, что продление гарантии помогает удерживать автовладельца на официальном обслуживании, а это выгодно для продавца. Это можно было бы принять как аргумент, если бы не одно "но".

Сыграем в рулетку?

Возьмем для примера популярный хэтчбек Peugeot 308. Сейчас в официальной сервисной сети Peugeot в Украине установлена фиксированная цена технического обслуживания в рамках региона, и таких зон выделено три. Например, если наш владелец 308-го живет в Днепре, Виннице, Одессе или Чернигове (и так далее, список можно посмотреть на сайте импортера), а машина у него с 1,6 HDi и куплена она, скажем, в 2018 году, то каждое "нечетное" ТО, 10 тыс, 30 тыс пробега и так далее) обойдется в 2484 грн, а "четное" (20, 40 тыс и так далее), с заменой не только масла и  масляного фильтра, но и воздушного и топливного фильтра, в 4559 грн. Вернее, обходилось – потому что для автомобилей старше двух лет предусмотрена скидка 10% и цифры будут соответственно 2235 и 4103 грн. Поверьте, если вы сделаете техобслуживание даже в частном гараже, сумма будет не намного ниже – только качество и деталей, и работы тут вам точно никто не гарантирует, а запчасти будут наверняка не оригинальные. Не обязательно не качественные, но… Не обязательно и качественные. Лотерея, рулетка. Рисковать нет никакого смысла, ну и говорить о заоблачной цене официального сервиса тоже не приходится.

И это мы говорим о владельце одного автомобиля, случай, где, как говорится, сам себе наука – что-то пошло не так, ну что ж, сам виноват, доставай деньги на ремонт. Больно, но победимо. А если речь идет о владельце автопарка из пяти, семи, десяти машин? Тут доступный сервис с гарантией качества работ - это просто необходимость. И равно как владельцу одного автомобиля, так и хозяину автопарка перед покупкой авто следует очень тщательно изучить не только отзывы об автомобиле, но и условия гарантийного обслуживания, продумать экономическую модель владения автомобилем – сколько средств предстоит тратить ежемесячно, ежегодно, как организовано обслуживание автомобиля и не преподнесет ли оно неприятных сюрпризов.

Оптимальный вариант

Гарантийные обязательства в рамках 3 года или 100 000 км пробега – наилучший вариант поддержки на данном этапе развития автопрома, когда производитель действительно может полностью выполнить свои обещания, не прибегая ни к каким хитростям, а с другой стороны – делает программу гарантийного обслуживания максимально привлекательной и удобной для потребителя, в конечном итоге делает комфортным владение и эксплуатацию автомобиля. Почему в таком случае не все производители готовы предоставить такие условия? Думаю, мы уже ответили на этот вопрос, рассмотрев три основных условия, самое главное из которых – это желание автопроизводителя идти навстречу своим клиентам, нести при этом дополнительные расходы, но нарабатывать самое главное – авторитет и признание автовладельцев. 

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme