По следам Яременко: Как мы проститутку за $100 снимали

После того, как нардеп от "Слуги Народа" Богдан Яременко вляпался в скандал из-за заказа услуг секс-работницы, прямо во время заседания Верховной Рады, украинское общество в очередной раз заговорило о декриминализации или легализации проституции

Мария Гурская
Журналист отдела "Жизнь"
По следам Яременко: Как мы проститутку з…

Сейчас в Украине секс-работой занимаются около 80 тысяч человек, согласно оценке исследования "Альянс общественного здоровья" за 2017 год. Фактически эта цифра может быть куда выше.

Идут в "профессию" преимущественно не от хорошей жизни, а иногда это остается для человека (в основном женщины) единственным способом обеспечить себя и близких. Почти половина работников сферы сексуальных услуг (по оценкам около 46,6%) испытывали во время их предоставления насилие и угрозы. Их принуждали к бесплатной работе, били, насиловали или словесно унижали.

Незащищенный секс, большое количество партнеров, физическое и психологическое насилие, повышенные риски алкогольной и наркотической зависимости, повышенный риск заразиться ВИЧ и болезнями, передающимися половым путем, нежелательные беременности, аборты, выкидыши, развитие психических расстройств - это наиболее важные и распространенные проблемы, с которыми сталкиваются работники индустрии.

Но обеспечит ли выведение проституции из тени порядок и безопасность людям, которые оказывают секс-услуги, или альтруистические мотивы таких инициатив имеют все шансы остаться лишь на бумаге, не меняя реалий?

Depo.ua разбиралось, чем отличаются легализация от декриминализации, насколько легко сейчас заказать секс-услуги, действительно ли вывод этой деятельности из тени положительно повлияет на ее рабочих и чем украинский опыт будет отличаться от европейского.

Украинская секс-индустрия - это миллиарды гривен, где все с одной стороны - "в тени". С другой - на расстоянии вытянутой руки. Найти и договориться - не проблема, для этого достаточно зайти в интернет.

Расценки разнообразные - от 250 гривен и до бесконечности. "Элитные" работники берут от тысячи долларов за ночь. Средняя расценка на выезде - $100 в час. Самая популярная "точка" - автомобильные трассы, где редко когда берут дешевле 500 грн за сеанс.

Классический сайт для заказов эскорта выглядит так, как на изображении ниже, но найти такие услуги легко и на сайтах знакомств.

Журналисты Depo.ua лично проверили, что договориться об услугах - это дело не более 5-ти минут. Итак, знакомство на сайте mamba. Профиль девушки говорит сам за себя - описание достаточно конкретное, хотя расценки и не указаны.

После короткой переписки девушка просит номер, чтобы перезвонить и обсудить детали. Разговор короткий и по делу: сразу оговаривается стоимость и условия.

Результат: 100 долларов час. Скидка, за, допустим, 3 часа не предвидится.

При этом на вопрос о "дополнительных услугах" девушка отметила, что они не предусмотрены. "Только классика и орал. Никакого анала, эротического массажа или пип-шоу". Впрочем, при встрече с реальным клиентом наша собеседница не будет иметь никаких гарантий относительно того, что ее пожелания учтут. Она не может знать, что ее не искалечат, не будут осуществлять насильственных действий, унижать.

По сути, именно поэтому многие правозащитники выступают за легализацию или декриминализацию проституции, имея альтруистические цели: таким образом поставщикам сексуальных услуг хотят предоставить равные права с деятелями любых других сфер и защитить их от насильственных действий клиентов.

Еще одна сторона - это перспективы пополнения государственного бюджета за счет выведения данного бизнеса из тени. А денег в этой индустрии много - согласно данным международных организаций, в Украине в сфере коммерческого секса вращается более $100 млн. долларов ежегодно. Соответственно, и налоги будут составлять существенные цифры.

Но легализация и декриминализация проституции не нацелены на борьбу с этим явлением - в отличие от еще одного подхода, и даже могут иметь негативные последствия. Давайте разберемся, в чем между ними разница.

Легализация, декриминализация и "шведская система"

Легализация проституции означает регулирование со стороны правительства и признание работы в секс-индустрии законной лишь при определенных государством условиях. Это может включать обязательный медосмотр с определенной периодичностью, лицензирование борделей и самих поставщиков услуг. Чтобы работать в этой сфере необходима будет лицензия, а при условиях несоблюдения требований человека могут ее лишить. Такая система действует, в частности, в Германии, Амстердаме (Нидерланды) и штате Невада (США).

Впрочем, не все так радужно. Елена Зайцева, юрист, эксперт по оценке гендерного влияния, ОО "Центр развитии демократии", уверена, что юридически легализация - это дополнительные риски для лиц, вовлеченных в проституцию.

"Это то же давление правоохранительных органов, проблемы с отчетностью, налогообложением, штрафами. Это также переводит людей в проституции в "обычных работников", а сутенеров - в "предпринимателей". И имеем абсурдную ситуацию: доступ каких-либо проверок в борделях (в том числе медицинских) ограничен, если "это просто бизнес" и доказать хоть какое-то насилие без доступа в помещение - нереально. Что говорить, если даже полиция Германии не может доказать насилие и пытается хоть за неуплату налогов привлечь своих "бизнесменов" против которых есть показания пострадавших", - отмечает Елена.

Декриминализация — это снятие уголовной или административной ответственности за добровольное предоставление сексуальных услуг. По этой модели проституция на уровне государства должна трактоваться так же, как и любая другая деятельность.

"Проблема варианта полной декриминализации в том, что на практике разница с легализацией небольшая. В теории декриминализация не предусматривает регулирование, но на практике это невозможно, в том числе в Украине. Да и в Германии некоторые земли ближе к декриминализации, чем Новая Зеландия, которую ставят как пример декриминализации, но которая на самом деле предусматривает регулирование", - отмечает Елена Зайцева.

Впрочем, существует еще один - наиболее успешный подход, так называемая "шведская модель" борьбы с проституцией. Она предусматривает борьбу со спросом на сексуальные услуги как основную причину этого явления. В Швеции такую систему ввели в 1999 году, и она предусматривает уголовную ответственность для покупателей сексуальных услуг и сутенеров. Зато проституированные лица от уголовной ответственности за их деятельность освобождены: взамен им предлагают помощь (психологическую, правовую и материальную) для выхода из этого бизнеса.

Нужна ли легализация проституции в Украине?

О перспективах легализации/декриминализации проституции в Украине, рисках и вероятной разнице между украинским и европейским опытом Depo.ua поговорило с юристом Еленой Зайцевой и адвокатком Юлией Лисовой.

Важно ли для Украины вывести проституцию из тени?

Е.З. : "Распространенное мнение, что легализация определенного явления помогает уменьшать теневой сектор. На самом же деле происходит рост явления в целом, как легальной, так и теневой сферы. Что на практике произошло и с проституцией в Германии, и в Нидерландах, а еще одно следствие - рост торговли женщинами и детьми. В подтверждение этого уже было проведено не одно исследование".

Ю.Л. : "Я против этого явления в целом. По моему убеждению, оно вызвано уязвимым положением женщин. Я занимаюсь вопросами дискриминации и имела опыт общения с женщинами, которые занимаются или ранее занимались проституцией. Что они говорят?

По крайней мере те, с кем я общалась, не говорят о том, что кто-то уходит в это дело по своему призванию или что кому-то действительно нравится этим заниматься. Не говорят, что у них все хорошо в жизни и они выбирают кем стать - врачом или секс-работницей.

Они делились опытом о том, что в эту профессию идут женщины от отчаяния: когда у них нет выбора и когда они находятся в крайне уязвимом положении. Поэтому, если это учитывать, то легализация проституции лишь закрепит это состояние, или легитимизирует. Скажет, "это ок", что женщины у нас в стране находятся в такой ситуации и мы просто предоставляем этому положению легальный статус. В моем представлении это можно сравнить с использованием детского труда, который у нас запрещен. Если мы скажем "Ну так это же все равно есть, некоторые люди используют детей для тяжелой работы. Давайте дадим дополнительные гарантии этим детям, пусть платят налоги со своего труда". Нельзя переступать некоторые границы.

По моему мнению, важно не легализовать, а понять, почему люди туда идут. И можно ли что-то сделать государству, чтобы женщины туда не шли, чтобы у них был больший выбор".

Что именно может сделать государство для улучшения ситуации с проституцией в Украине?

Ю.Л. : "Для меня очевидной проблемой является то, что сейчас проституция является наказуемым деянием - за нее предусмотрена ответственность в кодексе об админправонарушениях для тех, кто предоставляет услуги и в уголовном кодексе для лиц, которые обеспечивают эту деятельность. Не хватает ответственности для лиц, которые пользуются такими услугами. Потому что непосредственно эти лица и провоцируют наличие этого явления, но закон их поощряет, говоря "вы ни в чем не виноваты".

Я бы оставила ответственность лишь для тех, кто покупает эти услуги, потому что они не находятся в уязвимом положении. Зачастую у этих людей все хорошо - у них есть финансы, есть где жить и есть что кушать. Впрочем, они поощряют эту незаконную деятельность и женщины продолжают страдать от насилия - как со стороны клиента так и со стороны сутенеров, и т.д".

Е.З. : "Противодействовать спросу и создать программы помощи лицам, которые желают оставить проституцию. Совет Европы рекомендует использовать опыт Швеции, т. е. установление штрафа, а в особых случаях - тюремное заключение для потребителей проституции, а также помощь и реабилитацию лицам, пострадавшим от проституции. В свою очередь Евросоюз, в парламентской резолюции, предостерегает от узаконивания (легализации/полной декриминализации) проституции, поскольку это повышает риск насилия против женщин и девушек в этой сфере. То есть мы имеем две задачи - наказание за создание спроса (то есть за покупку проституции других лиц) и специальные программы для проституированных лиц (и, конечно, отсутствие наказания для них)".

Чем украинский опыт будет отличаться от опыта других стран? Сработает ли модель на "уменьшение спроса" у нас? Какие социальные факторы и стереотипы могут влиять на этот процесс?

А.Из. : "Украинский опыт будет отличаться, поскольку у нас невысокое доверие к правоохранительным органам, судебная система далеко не совершенна, именно поэтому мы не можем позволить себе такую утопию, как легализация, так как система не сможет контролировать законность в этой сфере (если даже в Германии не смогли). А вот для Шведской модели таких препятствий нет, поскольку даже если будут взятки вместо штрафов, цель - создание препятствий для спроса - будет достигнута в любом случае.

Стереотипы не исчезнут быстро, в Швеции прошли годы перед тем как общественное мнение начало осуждать покупателей. Однако такая смена позиций, не перекладывание ответственности на женщину (потому что большинство тех, кто втянуты в проституцию - женщины и девушки) - очень важный элемент Шведской модели, именно поэтому ее также называют Модель Равенства. Как свидетельствуют женщины из проституции из многих стран, а также обращение и отношение граждан - легализация не приводит к дестигматизации лиц в проституции, это всего лишь миф".

Если в Украине действительно легализуют/декриминализируют проституцию, будет ли это в реальности, а не только на бумаге?

Ю.Л. : К сожалению, это действительно касается общего положения вещей и здесь картина не отличается от картины с торговлей наркотиками, неуплатой налогов. Чтобы законы работали, их самих мало. Нужны добросовестные работники органов, ответственных за их выполнение. Я не думаю что закон о легализации у нас изменит отношение к секс-работникам. А социальный фактор здесь многое обуславливает. У нас отношение общества к этой работе сейчас негативное и даже если будет закон...Допустим, придет эта девушка или парень в полицию и скажет: "Меня изнасиловали. Я явлюсь секс-работником, но меня изнасиловали". Я не уверена, что наличие закона изменит что-то в голове полицейских и они не скажут: "Слушай, ну ты же знала на что ты шла". Поэтому только закона мало, каким бы хорошим он ни был. К сожалению, я думаю здесь много рисков, и это может способствовать еще более угрожающему положению секс-работников".

Проституция в Украине. Кто эти люди?

Сейчас в Украине 99,2% сексуальных услуг предоставляют женщины, 49.7% из которых в возрасте от 25-34 лет. При этом 4,5% - это подростки от 15 до 19 лет, 21,6% - старше 35 (максимум - 61 год).

Точками встреч с клиентами/-тками выступают улицы, трассы и автодороги (в 35,7% случаев), квартиры (19,4%), гостиницы и мотели (2,3%), развлекательные заведения и мероприятия (11,6%), сауны, массажные салоны, вокзалы, и прочее. 25,8% назначают встречу через посредников.

7.3% поставщиков секс-услуг женаты или проживают со своим постоянным сексуальным партнером, 24,3 % имеют постоянного сексуального парнера, 57.5% - одиночки.

При этом в 46,5 % случаев партнеры работников секс-индустрии знают, чем занимается человек. В 49,9% - нет.

57,4% людей, оказывающих секс-услуги, обеспечивают своих родных и близких за счет заработанных в этом бизнесе средств. В большинстве случаев (77%) - это дети. В 37,8% - это родители, бабушки или дедушки, а в 13,7% случаев секс-работники таким образом обеспечивают своих мужей/сожителей.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme