Власть

Козий: Офицеров надо готовить в два раза быстрее, потому что им не нужны теории Энштейна

Возможно ли загнать преподавателей военных вузов в зону АТО

03 октября 2015, 18:00

Козий: Офицеров надо готовить в два раза быстрее, потому что им не нужны теории Энштейна

Об идее министра обороны Полторака отправить преподавателей военных вузов в АТО и ситуацию в военном образовании depo.ua побеседовал с военным экспертом Института евроатлантического сотрудничества Игорем Козием.

Насколько, по вашему мнению, является реалистичной идея министра обороны Степана Полторака, отправить всех преподавателей учебных заведений Минобороны в АТО?

К сожалению, в нашем государстве не существует нормальной системы кадровой политики, это касается, в частности, и системы безопасности и обороны. Мы видим старых менеджеров, которые сидят там десятилетиями и ничего не делают. По военным стандартам необходимо периодически проводить ротацию: если человек поработал на штабной должности, его отправляют на командную должность, если человек поработал на командном посту, ему предлагают должность в учебных заведениях. И такая ротация должна проводиться.

Но существует другая проблема - так называемая военная наука. Так как у нас и на постсоветском пространстве никто не имеет высшее военное образование. На Западе есть военные курсы. Как это работает: командир взвода, которого за его опыт и качества можно выдвигать на более высокую должность, отправляют на курсы узкой специализации, на командира роты. Но это не является так называемым фундаментальным военным образованием.

Козій: Офіцерів в Україні треба готувати удвічі швидше, бо їм не потрібні теорії Енштейна - фото 1

То есть на Западе нет военного образования в нашем понимании этого слова?

Военное образование в Великобритании - это колледж, в котором учатся от одного до двух лет. Почему? Потому что там не преподают фундаментальные науки, чтобы дать будущему военному магистра, бакалавра и т. д. Там ему дают первичное воинское звание. Это не означает, что этот человек потом не может получить бакалавра или магистра. Это - возможно. Так, выпускники Королевского колледжа оборонных исследований, как правило, имеют возможность получить бакалавра или магистра политических наук.

То есть вопрос заключается в том, что нужно профессионально менять всю систему кадровой политики, которая бы более-менее адекватно отвечала бюджету, который выделяется на оборону, и соответствовала современной системе Европейского союза и предоставление возможности солдатам, сержантам, контрактникам, офицерам получить гражданское образование.

А то, что кого-то силой куда-то гонят, то их гонят не больше, и не меньше чем это изложено положением о прохождении военной службы, которое утверждается президентом Украины и детализируется министром обороны.

Внешние признаки реформирования армии, о которых вы говорили, можно вспомнить при Януковиче. Тогда было закрыто, в частности, Сумское высшее артиллерийское училище. Но ведь реформой это назвать язык не поворачивается...

Закрыть - это не реформировать систему. Вот если бы то же Сумское училище стало научно-исследовательским артиллерийским колледжем... Это было бы взвешенно. Как это должно выглядеть? Надо убрать ненужные гражданские знания. Например, для артиллериста высшая математика нужна, поэтому ее должен преподавать гражданский преподаватель. А например, какая-то теория Эйнштейна - нужна ли она ему? Явно - нет.

То есть такие вещи по военной подготовке надо изымать и делать ее более суженной. Раньше после училища военный получил высшее образование. Сейчас - бакалавра. Бакалавра убийцы? Получается, что курсанту дают дополнительные теоретические знания, а тем временем время подготовки этого офицера увеличивается. Если на Западе готовят на первичное звание за год-два, то мы готовим четыре-пять лет.

Козій: Офіцерів в Україні треба готувати удвічі швидше, бо їм не потрібні теорії Енштейна - фото 2

Но на выходе получался более качественный специалист?

Кто-то может сказать, что советская система была нормальная, а кто - то - нет. Но следует понимать, что мы перешли в новое измерение. При советской системе государство было вынуждено направлять большинство ресурсов на оборону. Это мы видим сейчас в России, где Путин взимает средства на войну с налогов.

Здесь мы должны учитывать, чтобы это было экономически обоснованно, взвешенно, а с другой стороны - если вы учите человека на офицера, то учит его на офицера. А если вы учите его на гражданского бакалавра, то это совсем другое дело.

В основе этого должно стоять построение взвешенной системы образования, которая бы позволила готовить военного офицера, а если этот офицер решит, что ему надо приобрести гражданскую специальность, то система должна предусмотреть такую возможность.

Насколько я понимаю, в руководстве Минобороны о вопросах образования пока даже не задумываются?

Почему сейчас переименовали бывшую военную академию в университет? Потому что если он называется университетом, то получает доплату. А если он еще и «национальным», то имеет еще большую доплату. То есть все упирается в деньги. И кто за это борется? Это тот самый персонал, который в этом университете давно пустил корни.

А попробуй забрать его оттуда и забрать в войска. Так он уже все забыл. Поэтому и нужна ротация. Но она должна происходить не только по примеру штабная командная-учебная работа, но и по месту расположения. Сначала поработав в Крыму, ты едешь в Закарпатье, а затем - в центральную Украину.

Почему мы Крым сдали? Потому что комплектование контрактников в Крыму происходило за счет местного контингента. Потому что он там жил, зачем ему из Крыма куда-то ехать?

У нас не понимают, что контрактная армия - это безумные деньги. Надо построить базы, чтобы человека можно было забрать из одной базы, перевезти всю его семью на другую базу. Но это надо финансировать. Надо менять систему - с коррупционной на государственную, а у нас никто это не делает.

Loading...
Loading...