Снова катастрофа: Что за военный самолет L-39 разбился на Харьковщине
Уже не впервые в Украине происходят авиакатастрофы военных истребителей, однако до сих пор проблема обновления отечественного авиапарка глобально не решается
2 июля в Харьковской области на территории Чугуевского военного аэродрома во время учебных полетов упал военный тренировочный реактивный самолет Л-39. И хоть в этот раз пилот самолета катапультировался и обошлось без погибших, к данному случаю стоит отнестись с максимальной серьезностью.
Depo.ua не раз поднимал тему запущенного состояния украинской боевой авиации и отмечал отсутствие какого-либо продвижения вперед в этой сфере. Мы даже показали все возможные альтернативы советскому металлолому, который до сих пор является основой украинского военного авиапарка.
Читайте также: Новый истребитель для Украины: Что за отечественный проект может защищать небо.
О МиГ и "СУшках" мы также неоднократно писали. Теперь давайте ближе рассмотрим самолет Л-39, который потерпел крушение.
Что собой представляет
Самолет Л-39 "Альбатрос" (L-39 Albatross) – это учебно-тренировочный и учебно-боевой самолет чехословацкой авиастроительной фирмы Aero Vodochody, введенный в серийное производство еще в 1968 году и снятый с производства в 1999 году.
Сегодня Л-39 находится на вооружении более 30 стран мира, преимущественно постсоциалистических или их стратегических партнеров. При этом основными эксплуатантами являются Чехия, Словакия, Россия, Украина, Ливия и Таиланд.
Известно, что в 1972 году эта модель была выбрана в качестве основного учебно-тренировочного самолета стран-участниц Организации Варшавского договора, в который входила и Украина в составе СССР.
Основное назначение самолета Л-39 – первоначальное обучение курсантов технике пилотирования в простых и сложных метеоусловиях днем и ночью, обучение элементам боевого применения, связанным с перехватом воздушных целей визуально, действиям по наземным целям, а также тренировки летного состава летных училищ и строевых частей.
Конструкция
"Альбатрос" представляет собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным прямым крылом, выполненный по нормальной аэродинамической схеме. Самолет оснащен трехопорным шасси с носовым колесом и двухконтурным турбореактивним двигателем.
Фюзеляж состоит из двух разъемных частей – передней и хвостовой, состыкованных между собой шпангоутами (рамами). За кабиной расположен топливный отсек. В топливном отсеке находятся пять мягких топливных баков. Боковые воздухозаборники полукруглого в плане пересечения – дозвуковые, нерегулируемые. Хвостовая часть фюзеляжа и киль являются единственной конструкцией, которая при необходимости снятия двигателя демонтируется.
Крыло прямое, трапециевидной формы, трехлонжеронное, неразъемное по размаху, с несъемными топливными баками на законцовках. Крыло без аэродинамической и геометрической крутки. К фюзеляжу крепится с помощью четырех узлов подвески.
Хвостовое оперение трапециевидное, киль двухлонжеронный с набором стрингеров и нервюр.
На самолете Л-39 установлен двухконтурный двухвальный турбореактивный двигатель АИ-25ТЛ с осевым двенадцатиступенчатым компрессором и трехступенчатой газовой турбиной, кольцевой камерой сгорания, удлинительной трубой и реактивным соплом. Тяга двигателя в стандартных условиях: на взлетном режиме – 1720 кгс, на номинальном режиме – 1500 кгс.
Топливная система состоит из пяти мягких размещенных в фюзеляже топливных баков общей емкостью 1100 литров и двух консольных баков по 100 литров.
"Начинка"
Пилотажно-навигационное оборудование самолета Л-39 включает в себя комбинированный указатель скорости и числа М ЛУН 1170, высотомер ВД-20, дистанционный авиагоризонт АГД-1, гиромагнитный компас ГМК-1АЕ, комбинированный вариометр с указателем поворота и скольжения ЛУН 1180, указатель радиокомпаса ЛУН 3615, радиовысотомер УВ-5, навигационно-пилотажный прибор НПП и часы типа АЧС-1. Этими приборами или указателями оборудованы обе кабины самолета.
Кроме того, в передней кабине установлены указатель перегрузок с сигнализацией ЛУН 1722 и аварийный магнитный компас ЛУН 1221. В кабине инструктора на среднем пульте имеются переключатели и краны, с помощью которых можно имитировать в учебных целях отказ гироскопических и мембранно-анероидных приборов.
Оборудование для радиосвязи состоит из командной УКВ-радиостанции РТЛ-11 (или УКВ-ДЦВ-радиостанции Р-832М), автономного самолетного переговорного устройства и СПУ, которое использует низкочастотные цепи УКВ-радиостанции (только при установке РТЛ-11). Антенна радиостанции щелевого типа размещена под радиопрозрачной законцовкой киля.
Радионавигационное оборудование включает аппаратуру ближней навигации и посадки РСБН-5С ("Искра-К"), автоматический радиокомпас РКЛ-41, радиовысотомер малых высот РВ-5 и маркерный радиоприемник МРП-56ПС.
Вооружение
Вооружение самолета Л-39 включает бомбардировочное, неуправляемое ракетное оружие и управляемое ракетное учебное оружие, прицельное и фотоконтрольное оборудование, которое позволяет выполнять прицельное бомбометание с пикирования свободнопадающими боеприпасами калибром 50-100 кг, прицельную стрельбу неуправляемыми ракетами типа С-5, имитацию пуска управляемых ракет по воздушным целям с применением имитаторов И-318, фотострельбу по воздушным целям.
Для подвески вооружения на самолете установлены два подкрыльевых балочных держателя Л39М-117, Л39М-118. На балочные держатели возможна установка шестнадцатиствольных ракетных блоков УБ-16-57У и пусковых устройств АПУ-13М1.
Использование
После распада СССР Украина получила "в наследство" большой парк учебных самолетов Л-39, которые до сих пор несут службу в частях Воздушных сил Украины как основной учебно-тренировочный самолет. По состоянию на 1992 год в Украине было 550 учебных самолетов. На них летали пилоты-инструкторы Черниговского высшего военного авиационного училища летчиков и Харьковского военного училища.
Понятно, что за эти годы количество Л-39 в Украине уменьшилось. Так, только с 2000 по 2007 год было экспортировано 179 самолетов в разные страны, от Эстонии до США. По состоянию на 2012 год в рабочем состоянии насчитывалось 38 самолетов. Пока о точном количестве "Альбатросов" в Украине сказать трудно.
Кстати, эта авария – далеко не первая в Украине. 29 сентября 2017 года во время плановых полетов разбился учебно-тренировочный самолет Л-39 ПСУ в районе населенного пункта Красилов в Хмельницкой области. В результате авиакатастрофы двое пилотов погибли.
Читайте также: Под Хмельницким упал военный самолет, есть жертвы (ХРОНИКА).
Другая трагедия произошла 19 октября 2018 года, когда во время выполнения учебно-тренировочного полета потерпел аварию учебный самолет Л-39 над Азовским морем. Оба пилота катапультировались, но выжить им не удалось.
Модернизация
В Украине были попытки модернизировать "Альбатросы". В частности, Одесский авиационный завод разработал L-39M1, который был принят на вооружение ВВС Украины в 2009 году.
В 2015 году на вооружение поступил L-39M, на котором можно было установить бортовой тренажерный комплекса БТК-39. Он позволяет имитировать боевое применение и пилотирование на режимах, реализованных на истребителях МиГ-29 и Су-27. Однако, как видим, сколько не модернизируй "начинку", против законов физики не попрешь – эти самолеты давно выработали свой ресурс, проще говоря, "износились".
Читайте также: Падение Су-27 под Винницей: Почему произошла трагедия.
Мы уже не раз писали, что все военные самолеты, которые сейчас находятся в распоряжении ВВС ВСУ, в среднесрочной перспективе будут нуждаться в замене, ведь срок их эксплуатации истекает в 2025-м. Учитывая пятилетний период необходимого обучения как летного состава, так и обслуживающего персонала, плюс поставки новых самолетов по контракту, определяться с заменой нужно не позднее чем в 2020 году. Главное, не ошибиться с выбором.
Читайте также: Новый истребитель для Украины: Что не так с китайским L-15.
Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Война