Реформа образования: Что Полторак обещает изменить в военных вузах

Мы живем во время, когда в стране все вокруг реформируется – не является исключением и военное образование

Руслан Рудомский
Журналист отдела «Война»
Реформа образования: Что Полторак обещае…

Все фото – Министерство обороны Украины

Поздравляя 8 сентября танкистов с профессиональным праздником, министр обороны Украины Степан Полторак заявил, что со следующего года планируется переход к активной фазе реформ военного образования. Он также отметил, что начнется реформа с двух высших военных учебных заведений: Национальной академии сухопутных войск имени гетмана Петра Сагайдачного во Львове и созданного только в прошлом году Военного института танковых войск "Харьковский политехнический институт".

Символично, что именно эти два военных вуза позапрошлым летом находились в эпицентре скандала, когда вся страна обсуждала планы минобороны создать институт танковых войск в Харькове, ликвидировав соответствующий факультет во Львове. Но сейчас не об этом, тем более, что тогда публичным обещанием не трогать львовскую академию Полтораку удалось погасить скандал. Сейчас предлагаем взглянуть на то, какой именно ожидается данная реформа военного образования.

И хотя официальной информации об этом еще нет, определенные очертания будущей реформы можно разглядеть, проанализировав соответствующие материалы из открытых источников. В частности, в статье "Развитие системы высшего военного образования Украины и за рубежом: государственно-управленческие аспекты" в журнале "Инвестиции: практика и опыт" за февраль 2016-го года, где Степан Полторак предлагает рассматривать реформу военного образования, как неотъемлемую составляющую реформы образования вообще.

По убеждению министра обороны, военное образование является составной частью государственного образования и представляет собой аналогично определенный процесс становления личности. Однако, в отличие от государственного, военное образование формирует особую личность – военного специалиста, который должен и способен заниматься военной деятельностью.

Характерной отличительной особенностью функционирования системы военного образования (СВО) на современном этапе является то, что она выступает одновременно и инструментом, и объектом реформирования Вооруженных Сил Украины. Собственно, развитие СВО является составной частью и одним из приоритетных направлений развития Вооруженных Сил Украины, поскольку от профессиональной подготовки офицерских кадров, их патриотизма и способности выполнять воинский долг зависит боеготовность и боеспособность войск.

Вместе с тем, сегодня, согласно информации, размещенной Министерством обороны Украины, дальнейшее развитие СВО сдерживается рядом основных факторов, а именно:

- недостаточно эффективным управлением СВО, аналитическим и информационным сопровождением реализации проектов и принятых решений;

- неполным соответствием содержания обучения военных специалистов опыту боевой и оперативной подготовки войск, их применению в операциях, в локальных конфликтах и войнах;

- незавершенностью оптимизации сети высших военных учебных заведений (ВВУЗ), военных учебных подразделений высших учебных заведений, учебных центров и учебных воинских частей, их организационно-штатных структур и численности личного состава;

- недостаточным опытом военной службы на соответствующих должностях в войсках значительной части научно-педагогических работников ВВУЗа;

- недостаточной эффективностью интеграционных процессов военного образования и науки;

- устаревшей учебно-материальной базой, отсутствием достаточного количества современных учебно-тренировочных систем и комплексов;

- недостаточным финансовым обеспечением СВО;

- незавершенностью проработки изменений законодательной базы системы образования в государстве и соответствующих нормативно-правовых актов по вопросам военного образования в Министерстве обороны Украины;

- падением престижности и мотивации прохождения военной службы, а также низким уровнем социальной защиты военнослужащих и тому подобное.

Реформированная же система военного образования должна обеспечить подготовку военных специалистов с высоким уровнем профессионализма, компетентности, интеллектуального развития, общей и военно-профессиональной культуры, способных с высокой эффективностью выполнять поставленные задачи по обороне Украины, развитию собственной творческой индивидуальности, настойчивому самостоятельному усвоению новых знаний в течение военной службы, принятию оптимальных решений в нестандартных условиях по всем специальностям и специализациям, которые определяют уровень боеспособности и боеготовности Вооруженных Сил.

Для этого, по словам Степана Полторака, украинские ученые решили привлечь передовой мировой опыт, а именно:

1. Подготовку высококвалифицированных военных специалистов, способных управлять войсками во время выполнения соответствующих боевых операций и осуществлять проведение учений в мирное время.

2. Создание, эксплуатацию и применение сложных систем вооружения и военной техники (ВВТ).

3. Осуществление и сопровождение фундаментальных и прикладных исследований.

4. Организацию, проведение и контроль опытно-конструкторских работ по созданию новых поколений ВВТ.

5. Эффективное действие в выполнении задач, которые возникают во время осуществления международных антитеррористических и миротворческих операций.

Развивая мысль, Степан Полторак в статье утверждает, что в украинских реалиях, с учетом практики современной подготовки военных специалистов, совершенствование системы высшего военного образования, можно осуществить в следующих направлениях:

- дальнейшей интеграции военного образования и науки;

- формирование нового поколения моделей подготовки высококвалифицированных военных специалистов, способных эффективно управлять войсками в бою;

- приведение структуры и численности ВВУЗА в соответствие с потребностями Вооруженных Сил Украины;

- формирование и становление военных педагогов новой формации;

- сохранение и укрепление основных научно-педагогических школ по ключевым направлениям подготовки военных специалистов;

- совершенствование материально-технической базы высших военных учебных заведений.

В то же время, в министерстве обороны не собираются отказываться от преимуществ отечественного военного образования. В частности, лейтенант Вооруженных Сил Украины по прибытию в войска сразу способен приступить к выполнению своих должностных обязанностей, тогда как в армиях ведущих стран мира (включая США) выпускники ВВУЗ, в основном, требуют дополнительной подготовки.

Потому, в итоге, реформа военного образования Украины будет базироваться на внедрении и соблюдении следующих тенденций, которые должны гармонично соединить отечественные наработки и передовой мировой опыт:

- системный подход к организации и осуществлению подготовки офицерских кадров;

- развитая инфраструктура системы подготовки офицерских кадров;

- подчиненность ВВУЗа командующим видов войск;

- многоуровневость военной подготовки;

- использование специализированных учебных центров;

- подготовка военных специалистов в соответствии с реальными потребностями войск как в мирное, так и военное время;

- повышение квалификации на протяжении всей военной службы, создание мощных университетов, учебно-научных комплексов путем объединения отдельных ВВУЗов;

- обеспечение престижности обучения, уважения к истории, традициям, фундаментализации, гуманизация, демократизация, информатизация и технологизация учебного процесса;

- внедрение системы управления качеством образования.

Все это, по мнению реформаторов, должно обеспечить военному образованию инновационное, динамичное движение, престижность в будущем отечественном информационном обществе и весомый вклад в надежное укрепление обороноспособности Украины.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme