"Москитный флот": Что за штурмовые бронекатера "Кентавр" будут защищать Украину

Наконец Украина не словом, а делом начала формировать новый флот – на воду один за другим спускаются новейшие катера отечественного производства

Руслан Рудомский
Журналист отдела «Война»
"Москитный флот": Что за штурмовые броне…

Все фото – Министерство обороны Украины

Флот всегда был болезненной темой для независимой Украины. Если до 2014 года армия финансировалась по остаточному принципу, то флот финансировался по остаточному принципу в армии. Это привело к тому, что на момент начала крымского кризиса 2014 года ВМС Украины имели устаревшие лодки, которые вряд ли смогли бы вести серьезные боевые действия на море.

Согласно Белой книге 2013 года, ВМСУ до начала войны насчитывали 22 боевых корабля и катера, кроме вспомогательных судов, количество которых в этом издании не указывалось.

У нас был одна крайне устаревшая подводная лодка "Запорожье", один фрегат – флагман ВМС "Гетман Сагайдачный", два малых противолодочных корабля - "Луцк" и "Тернополь", один сторожевой корабль "Винница", один малый противолодочный корабль "Хмельницкий", два ракетных катера - "Приднепровье" и "Прилуки", три тральщика - "Чернигов", "Черкассы", "Геническ", два десантных корабля - "Константин Ольшанский" и "Кировоград", одно морское водолазное судно "Нетишин" и др.

И даже эта куча "металлолома" с первых дней противостояния оказалась заблокированной на базах в Крыму. После официального присоединения Крыма к России 18 марта оккупанты экспроприировали все корабли, которые базировались и не успели выйти из Крыма (часть из них сдалась добровольно) и включили их в свой флот. Впоследствии часть кораблей все же была возвращена Украине, но, опять же, по остаточному принципу – лучшие судна россияне оставили себе.

Летом 2015 года первый заместитель начальника штаба командования ВМС Украины контр-адмирал Дмитрий Таран сообщил, что в Крыму Украина потеряла 75% своего Военно-морского флота, сохранив лишь 40 кораблей и судов, половина из которых морально устарели и требуют ремонта.

Все это заставило украинскую власть приступить к разработке новой стратегии развития Военно-морских сил. В 2016 году было объявлено о создании в Украине так называемого "москитного флота" по примеру Швеции.

По словам тогдашнего командующего ВМС Украины вице-адмирала Сергея Гайдука, до 2020 года ядро национального флота должно быть создано за счет строительства около 30 новых кораблей, вспомогательных судов и катеров, способных решать боевые задачи по защите интересов государства на море.

Тогда же было объявлено, что основу ВМС Украины должны составлять новые корветы проекта 58250, ракетные катера проекта "Лань", малые бронированные артиллерийские катера проекта 58155 "Гюрза-М" и десантно-штурмовые катера проекта 58503 "Кентавр-ЛК". О последних и поговорим.

Фото – макет десантно-штурмового катера "Кентавр"

В начале 2018 года было объявлено, что уже летом ВМС Украины пополнятся двумя катерами этого типа. Однако, как это часто бывает, не обошлось без задержек: из-за проблем с поставками водометов первый "Кентавр" был торжественно спущен на воду 14 сентября, второй – 20 сентября.

Вообще, у "Кентавров" довольно оригинальная история возникновения.

"К разработке проекта десантно-штурмового катера нас подтолкнула ситуация, связанная с необходимостью усиления наших Военно-морских сил и способностью обеспечить асимметричный ответ на российскую агрессию. Осенью прошлого года (2014-го, – ред.), когда мы принимали участие в перезакладывании бронированных катеров "Гюрза-М" на заводе "Ленинская кузница" (сегодня – "Кузница на Рыбальском", – ред.), у нас родилась идея создать на базе проекта 58155 несколько другой тип катера, который позволит в защищенном варианте транспортировать подразделение морской пехоты", – сказал в июле 2015 года директор и генеральный конструктор ГП "Исследовательско-проектный центр кораблестроения" Александр Жолобов.

После обработки инициативного проекта на разных уровнях, включительно с руководством Министерства обороны Украины, ГК "Укроборонпром" и командованием ВМС, 24 мая 2016 года был заключен договор на построение первых двух катеров проекта 58181.

Именно так – сначала проект имел номер 58181 (шифр "Кентавр") и базу малого бронированного артиллерийского катера проекта 58155 "Гюрза-М", однако в процессе строительства был усовершенствован и стал штурмовым катером проекта 58503 (шифр "Кентавр-ЛК").

Катер проекта 58503 имеет ряд отличий от аналогичных в данном классе катеров, в частности скорость более 40 узлов, бронирование, возможность перевозки морского десанта и его высадки через носовую аппарель, а также наличие реактивной системы залпового огня и боевых модулей.

В частности, "Кентавр" имеет бронированную рубку для пяти членов экипажа, в которой расположены все навигационные приборы, средства связи и наблюдения, приборы управления энергетической установкой и комплекс управления боевыми модулями. Также бронированными являются моторный и десантный отсеки.

Конструкция "Кентавра" позволяет использовать его не только в море, но и на реках, где много растительности. Для этого специалисты ГП "ИПЦК" спрятали винты в специальные тоннели, что позволяет сохранить их целостность.

Также разработчиками предусмотрена возможность преобразования десантно-штурмового катера "Кентавр" в катер специального назначения или огневой поддержки. Для этого катер можно оснастить модифицированной системой "Град".

Краткие технические характеристики катеров типа "Кентавр-ЛК":

Водоизмещение: 47 тонн (полное)

Длина: 24,3 м (наибольшая)

Ширина: 4,8 м (наибольшая)

Осадка: 1,0 м (максимальная)

Автономность: 5 суток

Экипаж: 5 человек

Максимальная скорость: до 50 уз.

Дальность плавания: не менее 500 миль (11 уз.)

Десантовместимость: до 32 человек

Максимальная скорость в 50 узлов достигается благодаря установленной паре водометных движителей производства компании Hamilton Jet из Новой Зеландии.

Вариант вооружения для ВМС ВС Украины предусматривает установку двух пусковых установок 80-мм реактивной системы залпового огня, двух боевых модулей с пулеметами калибром 12,7-мм и 40-мм гранатометом, систему для дымовых завес.

Также на десантно-штурмовых катерах установлены твердотельная радиолокационная станция DRS4D-NXT, которая имеет максимальный диапазон дальности в 36 морских миль и минимальный диапазон дальности в 20 метров. Данная РЛС позволяет сопровождать сразу до 100 целей.

Кроме этого, на катере установлен спутниковый терминал Iridium Pilot, который позволяет одновременно обеспечивать до трех независимых линий связи и постоянное подключение к сети передачи данных со скоростью до 134 кбит/сек.

Предполагается, что с этими всеми характеристиками штурмовые катера типа "Кентавр-ЛК" способны решать задачи караульной службы, перевозить личный состав, высаживать десант, проводить огневую поддержку, использоваться как скоростное плавсредство для специальных операций.

Изначально планировалось заложить три бронекатера этого типа, однако впоследствии планы были пересмотрены и количество увеличилось до восьми: два уже спущены на воду в 2018 году, четыре ожидаются в 2019-м и еще два – в 2020 году.

Что характерно: командирами "Кентавров" назначаются молодые офицеры из числа бывших курсантов севастопольской Академии военно-морских сил имени П. С. Нахимова" – тех самых, которые остались верны украинской присяге и не перешли на сторону врага в 2014 году.

Читайте также: Нахимовцы - в строю: Почему новыми кораблями ВМС командуют курсанты из Крыма.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme