Армия не получила 48 БТРов из-за "не той" стали и распрей

Украинские военные до сих пор не получили обещанные еще в июле 48 новых бронетранспортеров БТР-4Е из-за того, что государственный завод закупил не ту сталь

Об этом сообщает Depo.ua со ссылкой на bihus.info.

В 2016 году Минобороны заказало у Харьковского конструкторского бюро машиностроения, входящего в состав государственного оборонного концерна "Укроборонпром", пол сотни бронетранспортеров. Сначала корпуса для них планировали делать из украинского металла – стали марки 71, которая является базовой сталью для БТР-4. Однако из-за длинной производственной цепочки эта идея провалилась. Завод в Лозовой не смог выполнить своих обязательств по поставке готовых корпусов на харьковский завод, следовательно, последний получил лишь 20 недоделанных вместо почти пол сотни готовых.

Поэтому в декабре 2018-го ХКБМ заказал 33 тонны финской стали марки Miilux Protection 500, которую ранее уже использовали для изготовления БТРов, у официального дилера производителя, польской фирмы Texprotect. В марте ее привозят, но военная приемка (спецподразделение Минобороны, которое контролирует качество производства и ремонта), ее отбраковывает из-за проблем с маркировкой, сопроводительными документами и, главное, химическим составом стали, который не соответствовал украинским требованиям. Последние содержатся в результатах исследования профильного Института электросварки им. Патона.

Еще в 2015 году ХКБМ заказал Институту отдельное исследование по различной импортной стали. Там установили, какое именно содержание легирующих элементов (полезных составляющих вроде никеля и марганца) и вредных примесей (типа серы и фосфора) должно быть в металле, чтобы швы БТРа сварились нормально, и чтобы сталь вследствие термообработки не потеряла свое бронекачество. Эти требования даже вписаны в конструкторскую документацию.

Поэтому химический состав должен был обсуждаться с поставщиком на старте. Но в договоре по финской стали этого не было, поэтому завод приобрел сталь хоть и качественную, но не ту, которая является оптимальной для изготовления БТР-4Е в утвержденном самими конструкторами виде.

Но вместо того, чтоб признать и исправить ошибку, руководство завода решило уговорить Минобороны использовать уже купленную партию стали. В частности, настаивал на этом директор ХКБМ Алексей Бабич, который и подписывал "неправильный" договор. Бабич на то время вообще был отстранен концерном из-за скандала с расследованием о масштабной коррупции в оборонке – он оказался одним из фигурантов. Однако, даже не имея полномочий на заводе, он проводил совещание и убеждал работать именно с финской сталью.

В результате переговоров конструкторы и военные решили провести новые исследования и "отстрел" как целых кусков купленной стали, так и в дальнейшем сварных швов для того, чтобы решить, что делать дальше. Но даже эту проверку до сих пор не завершили. В Институте Патона разными способами сварили несколько образцов этой стали с заниженным содержанием легирующих и проверили швы на прочность, найдя участки с низкими показателями твердости и предоставив свое резюме: такой металл для корпусов БТРа использовать можно лишь при условии дополнительных работ – приваривать вдоль всего шва дополнительную подкладку из бронестали. Это вызвало новую волну затягивания работ: завод считает проблему решенной и хочет ставить подложки, а приемка говорит, что это не тот БТР, который они заказывали.

Таким образом, сроки поставки сорвали и Минобороны до сих пор не получило БТРов. Министерство выставило заводу штраф на 82 млн грн за срыв контракта. Завод же хочет обжаловать штраф в суде и еще судится с Министерской приемкой относительно ее решений по отбраковке металла.

По последней информации, на ХКБМ из запланированных полсотни машин – пока собрана только четверть, из тех корпусов, которые смог за это время изготовить Лозовской завод из украинского металла.

Напомним, в 2018 году в рамках государственного оборонного заказа ряд предприятий не смог в полном объеме поставить армии военную технику – завод "Кузница на Рыбальском", ПАО "АвтоКрАЗ", а также государственные предприятия: "Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени А.А. Морозова", Киевский и Житомирский бронетанковые заводы.

Во время ревизии на Житомирском и Харьковском бронетанковых заводах установлены нарушения финансовой дисциплины на 14,1 млн гривен, из которых привели к потерям на сумму 4,8 млн гривен. Несвоевременное выполнение государственного оборонного заказа для военных формирований на Киевском бронетанковом и Николаевском бронетанковом заводах стало основанием для формирования штрафных санкций в сумме 10,6 млн гривен. Данные предприятия также потеряли активы на сумму 20,3 млн гривен из-за нарушения договорной дисциплины.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme