Помощь с неба: Как самолеты и вертолеты спасают жизни бойцов ВСУ

В Украине по стандартам НАТО создано подразделение аэромедицинской эвакуации, которое успешно действует в зоне боевых действий на Донбассе и проходит аттестацию в НАТО

Руслан Рудомский
Журналист отдела «Война»
Помощь с неба: Как самолеты и вертолеты…
Фото: Ukrainian Military Pages

На днях на военном аэродроме Гавришовка под Винницей состоялось тактико-специальное учение в рамках подготовки к проведению самооценки 2-го уровня самолета Ан-26 "Вита". Это самолет, которым осуществляется эвакуация раненых из зоны боевых действий. Подготовка проводилась в соответствии со стандартом НАТО AAMedP-1.1 "Аэромедицинская эвакуация".

Проведение самооценки 2-го уровня необходимо для того, чтобы украинские аэромедицинские подразделения имели возможность совместно действовать с соответствующими подразделениями стран НАТО во время операций под руководством Североатлантического альянса.

Дело в том, что еще с 2005 года Вооруженные силы Украины присоединились к Программе проверки и обратной связи Концепции оперативных возможностей НАТО (КОМ), которая дает возможность подразделениям государств-партнеров Альянса достичь совместимости и улучшить свои боевые способности.

В Украине к этой программе НАТО привлечены подразделения Сухопутных войск, Воздушных сил, Военно-морских сил, Сил специальных операций и десантно-штурмовой войск.

Также по стандартам НАТО создано подразделение аэромедицинской эвакуации, в которое входит командование, летный экипаж, наземный инженерно-технический персонал и аэромедицинская бригада с уже упомянутым санитарным самолетом Ан-26 "Вита".

В соответствии с требованиями стандартов и процедур НАТО, самооценка 2-го уровня проводится в две фазы. Во время первой части будут проверяться индивидуальные навыки личного состава по основным дисциплинам общевойсковой подготовки, в частности, огневой, инженерной (противоминной), противопожарной подготовки, защиты от оружия массового поражения и др. Во время второй фазы летный и медицинский состав продемонстрирует способности действовать в составе подразделения при выполнении задач на земле и в воздухе.

После успешного прохождения самооценки 2-го уровня украинские аэромедицинские подразделения будут допущены к совместным операциям под руководством НАТО, что станет очередным реальным, а не декларативным, шагом к интеграции Украины в Альянс.

Кроме этого, занятия в рамках самооценки дают возможность медикам провести совместные тренировки с летным экипажем и командным составом, что должно улучшить координацию в работе авиационной и медицинской составляющих. В частности такое взаимодействие позволит значительно сократить время на подготовку совместного подразделения к вылету, что увеличит шансы на успешное выполнение задания, прежде всего в зоне боевых действий на Донбассе.

Сейчас в Украине эвакуацию раненых в зоне ООС можно условно разделить на три этапа:

1. Обычно из-под огня в точку относительной безопасности раненого выносят или на руках или подручным транспортом. На этом этапе применяется броне- или спецтранспорт (БММ-4С, БММ-70 "Ковчег", БМП-1 "Медик", БТР "Саксон", "BURTEK B4731" и т.д.).

2. Далее раненому оказывается помощь и его на санитарном автомобиле (УАЗ-3962 "Таблетка", "Богдан 2251" и т.д.) доставляют к точке сортировки/стабилизации.

3. От точки сортировки/стабилизации к полевому госпиталю или задействованной больнице раненого транспортируют скоростными и подготовленными санитарными машинами-реанимобилями. А для перевозки раненых в лечебные учреждения МОУ в отдаленных от зоны ООС городах используют реанимационно-операционный самолет Ан-26 "Вита" или другой воздушный транспорт на основе военно-гражданского сотрудничества.

Ан-26 "Вита" — это самолет для оказания интенсивной терапевтической и хирургической помощи сразу пяти лежачим больным или раненым, или восьми сидячим больным. При этом одно место оборудовано для осуществления интенсивной терапии или хирургического вмешательства.

В грузовой кабине самолета — отсек для терапевтической помощи, отсек для хирургической помощи и комната для отдыха медсестер. Отсек для хирургической помощи оборудован аппаратами для наркоза, определения группы крови и ее переливания, искусственного дыхания, кардиосигнализаторамы и дефибриллятором.

В Украине такой самолет пока только один — в 2001 году по заказу Военно-медицинского центра ВСУ его переоборудовали с Ан-26.

Ан-26 Вита

Также для эвакуации раненых с зоны ООС используется авиационный легкомоторный транспорт МВД — как Нацгвардии, так и Госпогранслужбы.

Всего с начала российской агрессии авиация Госпогранслужбы осуществила 53 санитарных рейса, эвакуировав более 250 раненых военнослужащих. Ни одного случая смерти во время эвакуации не зафиксировано.

А недавно в составе МВД находятся два медицинских вертолета H145 Airbus Helicopter, которые прибыли в Украину 22 октября 2020 года. Это более быстрый и экономичный вертолет с грузоподъемностью 3,8 т. Он идеально подходит для спасательных операций — может взять на борт пилота и 11 человек.

H145 Airbus Helicopter

В целом же, эвакуация раненых и больных с помощью вертолетов или самолетов кардинально изменила подход к быстрой перевозке пострадавших из зоны боевых действий, где в силу определенных обстоятельств невозможно предоставить всю необходимую медицинскую помощь. А, как известно, оперативно оказанная медицинская помощь спасает жизнь.

Понимают это и в НАТО, поэтому и уделяют большое значение подготовке и оценке подразделений аэромедицинской эвакуации.

Что касается украинского подразделения аэромедицинской эвакуации, то у него есть все шансы успешно пройти самооценки 2-го уровня и получить допуск к совместным операциям под руководством НАТО. И хотя участвовать в совместных операциях Альянса это подразделение не будет из-за собственной востребованности в Операции Объединенных сил, однако как подготовка, так и северо-атлантическое признание станут вспомогательными как для самого подразделения, так и для имиджа Вооруженных сил Украины в целом.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme