"Нормандский формат заработал": Действительно ли Франция и Германия вернут Россию к диалогу

Киев, Берлин и Париж настаивают на продолжении переговоров в нормандском формате, и Москва выражает согласие. Но шансы на реанимацию переговорного процесса в обозримом будущем практически отсутствуют

Тарас Паньо
Журналист отдела международной политики
"Нормандский формат заработал": Действит…

Вчерашнее заявление главы французского МИДа Жана-Ива Ле Дриана тянет на полноценную дипломатическую сенсацию. "Нормандский формат был долгое время в нерабочем состоянии, но сейчас он снова заработал", — сказал министр.

По словам Ле Дриана, в повестку дня вернулись такие вопросы как обмен пленными, гуманитарные перспективы, отвод тяжелого вооружения с линии столкновения. При этом Франция готова вести "диалог без всякой двусмысленности" и предупредила Россию, что "новое посягательство на территориальную целостность Украины имело бы масштабные последствия".

Словно включилась машина времени, и мы вернулись на два-три года назад, когда нормандский формат и ТКГ еще что-нибудь решали.

При этом сказать, что это заявление было взято "с потолка", тоже нельзя. За ним стоит длительная работа европейских дипломатов, которые для возобновления этого переговорного механизма провели немало встреч как в Киеве, так и в Москве.

6 января внешнеполитический советник канцлера Германии Йенс Плетнер и дипломатический советник президента Франции Эмманюэль Бонн общались в Москве с заместителем главы путинской администрации Дмитрием Козаком — и вроде бы добились какого-то компромисса о возобновлении переговоров. В Киеве, разумеется, против подобной идеи тоже никто не возражал. Этой поездке предшествовали многочисленные заявления Макрона и Шольца о необходимости возобновления переговоров.

Более того, формально открытой остается возможность привлечения к нормандскому формату и США — поскольку еще в декабре советник президента Байдена по нацбезопасности Джейк Салливан поддерживал подобную идею, после чего российский МИД заявил, что это может быть "полезным шагом".

В таком случае вроде как остается просто подождать, пока в ближайшие дни соберется саммит в нормандском формате на уровне глав МИД, а возможно — даже и лидеров, и мирный процесс, или хотя бы заморозка конфликта на Донбассе стремительно двинется вперед?

К сожалению, вероятность подобного сценария кажется близкой к нулю. Ведь принципиальные моменты, в свое время похоронившие нормандский формат, никуда не делись.

Первым, и, возможно, самым важным остается вопрос "кто с кем воюет на Донбассе". Несмотря на всю очевидность ответа, Россия продолжает утверждать о собственной "непричастности" к конфликту, принуждая при этом Украину к переговорам с марионеточными режимами боевиков. До момента, когда режим Путина прямо или косвенно признает себя участником конфликта, и согласится гарантировать достигнутые договоренности — переговоры в любом формате не будут иметь особого смысла.

Вторым моментом, без которого продолжение работы нормандского формата кажется маловероятным, является возобновление полноценной работы миссии ОБСЕ на линии столкновения — при этом не только на подконтрольной Украине, но и у боевиков. Без этого гарантировать режим тишины и отвод тяжелой техники и артиллерии кажется невозможным. Хотя даже сейчас, когда боевики пускают наблюдателей только тогда и туда, куда считают нужным, и жестко глушат их беспилотники, количество зафиксированных нарушений колоссальное.

Список аргументов, блокирующих нормандский формат, можно продолжать еще долго. Но если посмотреть на ситуацию в большем масштабе, то она достаточно проста. Без изменения позиции России или Украины переговоры очень быстро зайдут в тот же тупик, где успешно находились последние два года. Пока Москва не откажется от идеи создания управляемых из Кремля квазигосударственных образований в составе Украины, или Киев не примет решение отказаться от собственного суверенитета над всей территорией Украины — до тех пор прогресса не будет. Максимум, на что можно рассчитывать, это решение отдельных гуманитарных вопросов, но и подобные инициативы Россия блокирует, не желая укрепления внутриполитической позиции Зеленского.

Тогда зачем Париж и Берлин прилагают немалые дипломатические усилия, чтобы возродить обреченный на неудачу переговорный процесс? Похоже, имеет место своеобразная попытка самооправдания перед собственными избирателями.

Франция и Германия (равно как и восточноевропейские члены НАТО) оказались сейчас фактически в той геополитической ситуации, в которой уже много лет находится Украина. В ситуации, когда Вашингтон и Москва определяют модель безопасности для Европы без присутствия европейских дипломатов. Конечно, Париж и Берлин могут частично компенсировать ситуацию, получая информацию по линии НАТО, но ситуация все же получается неприятной. О чем совершенно откровенно говорят как немецкие и французские дипломаты, так и чиновники ЕС.

Поэтому Макрон и Шольц, понимая, что одной из причин такого состояния является именно украинско-российский конфликт, активизируют усилия по его разрешению. Проблема состоит только в том, что Москва, которая до сих пор игнорировала Киев, теперь будет игнорировать и Париж с Берлином. Владимир Путин хотел разговаривать с США. И он этот диалог получил. Только убедившись, что Вашингтон не собирается сдавать стратегические позиции в Европе, российский президент вернется к общению с европейскими государствами.

Учитывая динамику диалога между США и Россией, это произойдет не раньше начала весны. И если в Кремле откажутся от идеи начать полномасштабную агрессию в момент, когда в конце января замерзнут дороги на Донбассе — то ближе к лету и многострадальный нормандский формат может продемонстрировать какие-то признаки жизни.

 

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme