Китай подал в суд из-за "Мотор Сичи": Удастся ли Украине отбиться от иска на $4,5 млрд

Деятельность Вячеслава Богуслаева и отсутствие адекватного контроля за работой стратегических предприятий стали причинами конфликта между Киевом и Пекином, который может обернуться для Украины ощутимыми экономическими потерями. Но решение о сохранении контроля над "Мотор Сичью" было все-таки верным

Журналист отдела "Мир"
Китай подал в суд из-за "Мотор Сичи": Уд…

Вчера китайская ежедневная газета Global Times – структурное подразделение "Жэньминь жибао", официального печатного издания Центрального комитета Коммунистической партии Китая, сообщила, что Украину ждут неприятности, связанные с "Мотор Сичью". В частности, инвестиционная компания Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co. Ltd подала в Постоянную палату третейского суда в Гааге заявление о возможном нарушении Украиной двустороннего инвестиционного соглашения. И потребовала компенсации в размере 4,5 млрд долларов за якобы "несправедливое" отношение Киева к китайским инвесторам.

К слову, это не первое подобное сообщение — 5 декабря прошлого года уже была обнародована похожая информация об обращении в арбитражный суд. Только сумма претензий составила 3,5 миллиарда долларов. О дальнейшей судьбе тогдашнего обращения неизвестно. Равно как и в этот раз ни одного независимого подтверждения начала арбитражной процедуры обнародовано не было. Поэтому действительно ли нас ожидает арбитражный процесс в ближайшем будущем, или речь идет о психологической атаке китайской стороны — сказать сложно. Но первый вариант достаточно вероятен.

Если коротко, то длинный, сложный и запутанный сериал с имущественными правами на "Мотор Сич" выглядел следующим образом. В 2016 году китайские инвесторы начали вкладывать деньги в "Мотор Сич". Тогда компания Beijing Skyrizon заключила с украинским предприятием кредитное соглашение на 100 миллионов долларов. А уже через два года в акционеры предприятия входили пять китайских компаний и один гражданин КНР. В общей сложности они владели 56 процентами акций предприятия. В следующем году этой историей наконец заинтересовалась СБУ. Где поняли, что речь идет не о "вложении иностранных средств в стратегически важное предприятие", а о попытке построить в Китае современный завод по производству авиадвигателей с использованием украинских технологий.

Руководство завода, и в первую очередь тогдашний владелец Вячеслав Богуслаев, потихоньку распродавали акции предприятия компаниям-нерезидентам и физическим лицам. И, наконец, в рамках уголовного дела весной 2018 года суд наложил арест на 56% акций украинской компании.

Затем, в 2019 году китайская сторона попыталась выкупить остаток "Мотор Сичи" с компаниями Ярославского, но соглашение заблокировал Антимонопольный комитет. И, очевидно, поняв, что "обходные маневры" успеха не принесут, китайские товарищи решили идти в суд.

В сложившейся ситуации можно обвинить во всем Вашингтон. Где, без сомнения, настоятельно рекомендовали Украине воздержаться от продажи стратегически важного предприятия, которое помогло бы китайским военным по дешевке получать неплохие двигатели для авиационной техники.

Но следует признать — и без американских санкций против Beijing Skyrizon, которые фактически повторила украинская сторона, ситуация вокруг "Мотор Сичи" была абсолютно неприемлема для национальных интересов Украины. Поскольку строительство аналогичного завода в другой стране с передачей всех технологий было для украинского предприятия смертным приговором.

Удастся ли китайцам выиграть арбитражный процесс? Вопрос неоднозначный. Многое зависит от украинских правоохранительных органов, расследующих прозрачность и законность процесса приватизации предприятия и соглашений по купле-продаже акций. Если здесь удастся найти нарушения закона, при этом убедительные не только для пресс-службы Зеленского, но и для судей Постоянной палаты третейского суда в Гааге, то шансы китайских истцов невелики. В противном случае у Украины есть реальные шансы по этому делу проиграть. Но даже в случае проигрыша сумма в 4.5 миллиарда долларов, озвученная китайскими истцами, выглядит откровенно фантастической и будет уменьшена арбитражем как минимум в 5-10 раз.

Но этим возможные потери Украины могут не ограничиться. Поскольку ситуация, которую видят в Пекине не как попытку защитить национальные интересы Украины, а как осуществление политики, продиктованной Киеву Вашингтоном, вызывает в Китае закономерное раздражение. Которое вполне может найти себе выход в виде ограничения импорта из Украины.

Впрочем, как бы ни сложилась дальнейшая история с "Мотор Сичью", решение сохранить стратегическое предприятие под украинским контролем было очевидно правильным — хоть, к сожалению, и немного запоздалым. Поскольку в результате мы не только сохраняем хорошие отношения с Вашингтоном, но и усложняем России доступ к авиадвигателям, которые Кремль покупал бы у Китая без проблем. Что, учитывая ситуацию на наших границах, было бы катастрофой. К тому же, сейчас есть неплохие перспективы, связанные с "Мотор Сичью" – в частности, относительно совместного с Турцией производства двигателей для БПЛА.

 

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme