"Курск-2": Что на самом деле горело на российском "Лошарике"

Атмосфера слухов, секретности, а кое-где и сознательной дезинформации намекает на то, что российскому руководству почему-то очень не хочется, чтобы правда о позавчерашнем инциденте стала общеизвестной. Для чего в ход идут чисто советские механизмы "затуманивания ситуации"

Тарас Паньо
Журналист отдела международной политики
"Курск-2": Что на самом деле горело на р…

Первые сообщения о том, что на России в результате пожара на неустановленном "глубоководном аппарате" погибли 14 моряков, а неустановленное количество было госпитализировано в тяжелом состоянии, как водится, поступили не от российского минобороны, а от журналистов. В частности, эту информацию обнародовал Евгений Карпов, главный редактор портала "Североморск Life", источник которого сообщил о том, что в госпитале Североморска готовятся к прибытию большого количества пострадавших. После чего в СМИ появилось большое количество более или менее достоверных "утечек" из российских силовых структур в отношении того, что же случилось на самом деле.

По состоянию на сегодняшнее утро усредненная картина выглядит примерно так: 1 июня некая российская подводная лодка совершала какие-то работы в Баренцевом море, в территориальных водах России. На ней начался пожар, в результате которого погибли 14 российских моряков. Которые явно принадлежали к элите подводников — среди них было семь капитанов первого ранга (!) и двое героев России. Пожар якобы потушили сами подводники, и поврежденная подводная лодка якобы доставлена в Североморск.

Все это, в общем, неплохо согласуется с официальным сообщением российского минобороны о трагическом инциденте на глубоководном аппарате, который занимался "батиметрическими измерениями при изучении придонного пространства и дна Мирового океана в интересах военно-морского флота России". А дальше начинаются слухи и интриги. Поскольку на какой именно субмарине случился пожар, никто толком не знает. Наиболее вероятным кандидатом сейчас выглядит глубоководная атомная подлодка АС-12 проекта 10831, известная под названием "Лошарик" (ее внутренний корпус — полисферический, то есть составленный из нескольких шаровидных отсеков). С определенной точки зрения, АС-12 — идеальный кандидат на возникновение аварийных ситуаций.

Во-первых, лодка - экспериментальная и построена в единственном экземпляре. То есть любая конструкторская ошибка могла оставаться в ней незамеченной достаточно долго. Во-вторых, лодка на самом деле была колоссальным долгостроем — ее изготовление началось в 1988 году, а завершилось на 15 лет позже. За это время, очевидно, менялись поколения инженеров, поставщики запчастей и тому подобное, что тоже увеличивало вероятность конструкторских ошибок. В-третьих, "Лошарик" использовался в экстремальных условиях, в частности в исследовательской экспедиции "Арктика-2012", во время которой российская власть пыталась обосновать свои претензии на арктический шельф. Тогда субмарина на протяжении 20 суток работала на глубине 2,5-3 километра. В результате чего лодка получила существенные повреждения и была отправлена на ремонт. В-четвертых, "звездный" состав погибших — высокие звания и наличие высших наград — также намекает на "спецсубмарину".

Впрочем, есть и аргументы против такого "идеального кандидата". В первую очередь — арифметические. Если штатный экипаж "Лошарика" - 25 моряков, из которых 14 погибли, а, по разным данным, от пяти до десяти попало в больницу в тяжелом состоянии, то кто именно тушил пожар?

Очевидно, поэтому и в российских СМИ, кроме версий о АС-12, циркулируют слухи, что горела, на самом деле, какая-то из больших подводных лодок-"маток", на которых транспортируется "Лошарик". Наиболее вероятным претендентом является атомная подводная лодка БС-136 "Оренбург". Сорокалетний продукт советского лодкостроения, у которого ремонтировали и латали практически все, включая корпус, который увеличили на 7 метров, приварив дополнительную секцию где-то посередине. Опять-таки, по слухам, пожар произошел в трех отсеках субмарины, которые, чтобы не допустить распространения огня, затопили вместе с экипажем.

Сложно сказать, узнаем ли мы когда-то правду относительно того, что именно случилось 1 июля в холодных водах Баренцева моря. Но некоторые выводы можно сделать уже сейчас. Несмотря на пропагандистский шум, реальные задачи в российском флоте и далее выполняют советские аппараты. Которые за без малого три десятка лет после конца СССР удалось достроить, но не сделать ни одной копии. И на которых, вероятно, произойдут аварии после "ремонтов на скорую руку" силами современного российского ВПК.

А другим, даже более важным моментом кажется то, что российская власть старательно продолжает копировать советскую традицию тотального замалчивания. Или, если скрыть инцидент не удалось, дозированная доля правдивой информации сознательно размывается волнами ложных слухов, которые, вполне вероятно, создаются и распространяются российскими спецслужбами. Ситуация до боли похожа на Советский Союз периода, скажем, Чернобыльской катастрофы. Неожиданно хорошее ее отражение все мы могли лишний раз вспомнить, просматривая одноименный сериал.

Но страх сказать правду свидетельствует не столько о "всемогуществе спецслужб", как о неспособности властей взять на себя ответственность за свои действия в конкретном случае и за свою политику в целом. А эпическая ложь вокруг Чернобыля закончилась исчезновением СССР с карты мира всего через пять лет после инцидента.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme