Идеология в обмен на ерунду: Почему Дуда предлагает Украине отречься от Бандеры

Начало диалога о возможном историческом примирении между Украиной и Польшей можно только приветствовать. Беда в том, что условия, предложенные Киеву Варшавой, выглядят неадекватно

Журналист отдела "Мир"
Идеология в обмен на ерунду: Почему Дуда…

Во время встречи с президентом Украины в Брюсселе, на полях достаточно скандального саммита НАТО, президент Польши Анджей Дуда предложил коллеге что-то, что по его мнению может претендовать на план примирения украинцев с поляками. Ну, или по крайней мере выглядит как начало диалога и взаимопонимания между сторонами.

"В отношениях с президентом Порошенко мы досконально знаем, какие вопросы являются сложными. Я сказал ему, что он имел к нам претензии, потому что наш парламент принял нормы, которые были обжалованы мной в Конституционном суде, потому что являются неточными", - сказал Дуда - и в то же время обратил внимание украинского коллеги на то, что Украина первой приняла нормы, которые предусматривают "глорификацию" УПА. "Они до сих пор не изменены, несмотря на мою просьбу. Я сказал ему, что следует рассматривать это в одинаковых категориях" - заявил президент Польши. "У нас тоже существуют свои предостережения. Там есть фигуры, которые мы не можем принять в любом случае", - добавил он.

Данное заявление демонстрирует один очевидный момент. Польский президент готов начать диалог. И предлагает Украине своеобразный "обмен" - отказ от "глорификации" УПА в обмен на отмену скандальных поправок в закон о польском Институте национальной памяти.

Подобная готовность к началу дискуссии не может не радовать. Однако предложенный обмен, следует отметить, выглядит не слишком равноценным. Один скандальный нормативный документ, принятый одной польской политической силой, Дуда предлагает "обменять" на отказ от идеологии, которая является частью мировоззрения жителей Западной Украины — и активно используется объединенной Украиной сейчас, в период новой военной опасности. Это все равно, если бы Украина предложила Польше отменить запрет на эксгумацию польских захоронений в обмен на отказ от "глорификации" Армии Краевой, представители которой совершили немало военных преступлений в отношении украинцев. В частности, и в селе Сагринь, в котором Порошенко недавно открывал мемориал. Несмотря на заявления Дуды относительно того, что "мстили" украинцам только гражданские поляки, акции по уничтожению осуществляла именно АК и "Хлопские батальоны". Поэтому предложение Дуды относительно возможных принципов прекращения исторического конфликта представляется совершенно неприемлемым.

Но в заявлении польского президента содержится один важный момент. Тот, в котором речь о "фигурах, которые мы не можем принять". Если польскому президенту, польским патриотам или польским историкам известны конкретные преступления конкретных лиц со стороны солдат и командиров УПА, причастных к военным преступлениям— такую информацию необходимо обнародовать. И проводить открытые судебные процессы с участием обеих сторон. Проще говоря, убийц и погромщиков можно — и нужно — называть убийцами и погромщиками. Пусть и посмертно.

А людей, которые в меру сил и понимания боролись за государственный суверенитет Украины, и не совершили при этом никаких уголовных преступлений, можно (и нужно) называть героями и патриотами. Это, кажется, все, как можно поступить относительно "глорификации" или "деглорификации" украинского движения сопротивления.

Так же, же нет смысла говорить о "преступлениях армии Крайовой" или "преступлениях Хлопских батальонов". Истребление украинцев не являлось программной, уставной задачей этих организаций — как и уничтожение поляков не было уставной задачей УПА. Просто у АК были командиры, которые считали, что должны "отплатить" украинским селянам за преступления украинских повстанцев. В результате чего селяне, которые становились жертвами "возмездия", обычно, не имели к борьбе никакого отношения. Такие командиры, а также бойцы, которые выполняли их приказы, являются такими же военными преступниками, как и украинские парамилитарные формирования, причастные к преступлениям на Волыни или Галичине. А польские гражданские, которые помогали этим воинским частям, являются такими же погромщиками, как и некоторые украинцы на Волыни.

Однако, тотальное обвинение военных структур, даже больше — целых народов в преступлениях против человечности, совершенных отдельными преступниками, является возвращением к практике коллективной ответственности. Которую, к слову, любили немецкие нацисты, перекладывая ответственность за действия партизан, (которых не могли поймать) на жителей близлежащих сел (поймать и казнить которых было значительно легче). Возможно, двум странам, которые, наряду с Беларусью, больше всего пострадали от нацизма, следует отказаться от такой практики хотя бы в отношениях между собой?

Такая простая, казалось бы, логика почему-то никак не приходит в голову польской стороне. Как не приходит она в голову и многим украинским политикам, которые по зову сердца или указанию российских кураторов любят поговорить о "проклятых ляхах".

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme