Цугцванг на западном фронте: Нужно ли Зеленскому оставить министра Климкина

Министр иностранных дел Павел Климкин не исключает обсуждения с будущим президентом Владимиром Зеленским продолжения сотрудничества. Вот только нужен ли такой глава МИД Зеленскому?

Цугцванг на западном фронте: Нужно ли Зе…

В окружении Владимира Зеленского собираются сменить ряд министров в Правительстве. И одним из них является глава МИД Павел Климкин. Такая информация есть в Depo.ua. Ее подтверждали и в других СМИ. Но несмотря на это глава внешнеполитического ведомства сегодня прокомментировал журналистам свое возможное продолжение сотрудничества с Владимиром Зеленским.

"У меня есть свои принципы, ценности и убеждения. Если они будут совпадать и будет общее желание, то будем разговаривать. Но от того, что мы делали эти пять лет - а я лично верю в то, что я делал - конечно, не буду отступать", – сказал Климкин.

Бесспорно, Павел Климкин выглядит профессионально на фоне смены власти, как и все правительство, несмотря на слухи о возможной смене министров, а также якобы переговоры между премьером Гройсманом и Зеленским. Он с президентом Порошенко оперативно отреагировал на решение Путина раздавать российские паспорта жителям "Л-ДНР". Было обращение к США, ЕС, состоялся Совбез ООН. И хотя пока все ограничилось исключительно громкими западными заявлениями, украинская повестка дня сохранена. Также Климкин успокаивал Запад еще после первого тура выборов, что в Украине все будет стабильно даже несмотря на возможную смену президента.

Увольнение Климкина, чего очевидно хотят в команде "Зе", все равно должно быть согласовано с Правительством, а назначить своего главу МИДа (возможно, им должен стать Александр Данилюк) Зеленский сможет исключительно через "добро" в парламенте.

Павел Климкин - это до мозга костей министр эпохи Порошенко. Именно благодаря действующему президенту он сменил работу посла в Германии на удобный кабинет в МИДе, возглавив министерство в июне 2014-го. Предложение Порошенко по Климкину тогда поддержали 335 депутатов в ВР. После этого у Климкина вместе с Порошенко были успехи на внешнеполитическом фронте - от Ассоциации с ЕС и безвиза, до мобилизации и создания, хоть и незадокументированной, но западной коалиции, которая до сих пор поддерживает Украину, педалирования и сохранения санкционного давления на Кремль, несмотря на препятствия отдельных стран, как Италии в ЕС. Продолжаются судебные процессы, был даже выигран суд против России в Гааге и признан незаконным захват активов "Нафтогаза" во время аннексии Крыма. Хоть последнее и не совсем успех именно МИДа, но все же - это внешнеполитическая победа. Также наша внешняя политика добилась сотрудничества с США в поставках оружия - такие нам нужные "Джавелины" стали реальностью.

Но на фоне заметных успехов, постоянного диалога с ЕС и США, поддержки Западом наших реформ и курса, мы имеем исторический конфликт с Польшей, который не решен, а только углублен. А также острый образовательно-языковой спор с Венгрией и как следствие блокаду саммитов Украина-НАТО, новый виток которой будет ожидать уже нового президента Зеленского.

Наличие "минских договоренностей" также можно положить как в корзину с пометкой "+", потому что они уменьшили интенсивность боевых действий на Востоке, так и занести нам в минус, потому они усилили переговорную позицию России в глазах Запада тем, что они не выполняются. И безразлично виной этому являются боевики или мы сами...

Также у нас в целом нет стратегического видения в отношении Москвы. Мы придерживаемся санкционного курса и делаем все возможное, чтобы Запад эти санкции сохранил. Но в то же время сами усиливаем позиции Кремля, который лишь радуется тому, что в тюрьмах имеет большое количество украинских пленных. Даже несмотря на мобилизацию внешнеполитических усилий после захвата украинских кораблей и плен наших моряков в ноябре 2018-го, реальных западных санкций против России за такую наглость мы не добились. Кроме, конечно же, сохранения украинской тематики в высоких коридорах Вашингтона и Брюсселя. Зато теперь именно Москва в чем-то является хозяином на Азовском море. И несмотря на рост присутствия НАТО в Черном море, нас в североатлантический альянс пока не зовут. Так же, как и в инициативу "Триморье", которая была бы полезной для Украины... Освобождения пленных и диалог вообще между Москвой и Киевом отсутствует. Безусловно, Путин ожидал смену власти и сам не идет на переговоры - это его вина. И все же украинская внешняя политика для Москвы стала так же предсказуемой. Санкции больно бьют Москву, они являются достаточно дорогим удовольствием, но это инструмент на перспективу. От которого точно выиграют глобальные конкуренты России. Нам же приходится дорого платить за их сохранение - как минимум людьми. Зато никаких гарантий безопасности, никакого НАТО или двусторонних договоров у нас нет. Мы до сих пор сами по себе. Имеем мнимую западную коалицию без обязательств, символические поставки вооружений и финансовую помощь. И все это потому, что интересы Запада и наши в отношении России сегодня совпадают.

Возвращаясь к Польше и Венгрии - это тот пример, когда внешняя политика стала заложницей внутренней. Для поднятия национального сознания и собственного рейтинга государственника Петру Порошенко приходилось играть на историческом фронте, а также вопросами образования и защиты языка. МИД не смог найти точки соприкосновения с венграми и поляками. Причем, если со вторыми исторический вопрос все же удалось немного унять и он не стал заметным конфликтом, то Венгрия пошла в клинч. Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийрто после языкового закона заявил, что вся надежда на Зеленского. Очевидно намекая на изменение курса и наличие большего уважения к венгерскому меньшинству, которое "заставляют учить украинский", лишая прав на использование собственного языка, гарантированных Конституцией. Таким образом, не по нашей вине, мы получили конфликты на западных границах. И если историю с раздачей венгерских паспортов в Берегово удалось уладить, то глобально объясниться с соседом пока не получается. Венгрия продолжает финансировать проекты на Закарпатье, выделять гранты учителям венгерского, помогать с ремонтами садов и школ, с дорогами... В то же время Украина совсем не работает с собственными нацменьшинствами за рубежом, а также не делает практически ничего для культурной украинизации тех же венгров у нас дома.

Мы не смогли качественно донести венграм всю опасность России. И что будет, если вдруг Украина будет оккупированной. Что гораздо дешевле и проще поддерживать нас сейчас, не блокируя саммит Украина-НАТО. Польша это поняла и сотрудничает с Украиной как в оборонке, так и сама модернизирует армию бешеными темпами. Более того, если венгры настолько неуступчивы, то им вполне можно было бы напомнить об их "подвигах" во времена Второй мировой как в Закарпатье так и других территориях, включая Югославию. О венгерском терроре в Карпатской Украине в 1939-м против участников освободительного движения, об их территориальных претензиях на Южную Галицию. Проще говоря, делать все то, что делают поляки в отношении нас в вопросе Волынской трагедии. И спросить, а не являются ли представители венгерского нацменьшинства, которые проживают в Украине сегодня, потомками оккупантов? Можно и проверить. Смотри и риторику бы у Орбана и Сийярто изменили. Но мы наоборот имеем споры без сильной позиции, и недосчитываемся голосов в европейских институтах. В вопросе с Венгрией мы очень надеялись на поддержку США и являемся зависимыми именно от нее. Но саммит Украина-НАТО до сих пор не разблокирован из-за неуступчивости Орбана.

Внешняя политика Климкина-Порошенко - это скорее движение "мелких шагов". Она точно лучшая всего того, что было раньше. Но пока что все выглядит слишком законсервированным. Мы как будто движемся в сторону ЕС и НАТО, но членство кажется все такой же далекой перспективой. Мы имеем выступления на международных форумах, демарши в международных организациях, переговоры и визиты, но до сих пор не имеем гарантий безопасности и выглядим скорее удобным инструментом для давления на Россию.

Сможет ли что-то глобально изменить Зеленский и нужен ли ему Павел Климкин? Как-то пересмотреть внешний курс после эпохи Порошенко будет тяжело, потому что консервация санкционного давления может быть разбавлена разве что прямыми переговорами с РФ, которая имеет слишком сильную позицию сегодня, обладая нашими пленными, а также имея в руках конфликт на Донбассе и инструмент превращения этих территорий в "Приднестровье-2". А еще санкции против нас, которые могут вызвать топливный кризис уже летом, и реальные бизнес-контакты с ЕС - "Северный поток-2". Единственное, что может изменить Зеленский и его потенциальный глава МИД - это отношения с Венгрией и Польшей. И для этого, все же, необходимо заменить министра иностранных дел. Ибо для той же Венгрии Павел Климкин является министром Порошенко, с которым диалог был испорчен. Изберет ли команда Зеленского исключительно уступки в вопросах языка и образования для венгерского нацменьшинства - еще тот вопрос. Гораздо лучше было бы найти точки соприкосновения, имея собственную позицию силы, описанную выше. Так же интересно, решит ли команда Зеленского по возможной договоренности с Кабмином уволить главу Института нацпамяти Вятровича, который стал своеобразным красным флагом для поляков. Такой шаг точно бы понравился нашим соседям. Но мы также должны настаивать на пересмотре всей Волынской трагедии. В идеале, как Польша так и Украина должны признать собственные грехи в этой истории и написать общую, нейтральную историю.

Не стоит забывать, что в дипломатии многое решается благодаря связям. Имеет ли необходимые связи условный Данилюк? Вряд ли они лучше, чем приобретенные Климкиным за последние пять лет. Возможно, лучше поискать замену среди консулов или в рядах МИД?

В любом случае, внешняя политика Украины должна трансформироваться особенно в вопросах отношений с соседями. Ибо множить конфликты на границах нам точно больше не надо. Вот только и от соседей тоже зависит многое.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme