Триколор в вечной мерзлоте: Для чего Путин "приватизирует" Арктику

Рост российского военного присутствия за Полярным кругом носит скорее пропагандистский, чем геостратегический характер, и может угрожать только прохождению иностранных кораблей по Северному морскому пути

Тарас Паньо
Журналист отдела международной политики
Триколор в вечной мерзлоте: Для чего Пут…
Фото: CNN

Сообщение западных СМИ о том, что Россия разместила в Арктике значительное количество вооружения, да еще и испытывает "новейшее оружие", которое может угрожать США, стало в последние дни маленькой сенсацией. Особенно на фоне обострения ситуации на Донбассе, и частых провокаций российской авиации на границах воздушного пространства стран-членов НАТО.

Газеты охотно цитировали слова представителя Пентагона подполковника Томаса Кэмпбелла о том, что "Россия реконструирует аэродромы и радиолокационные установки советских времен, строит новые порты и поисково-спасательные центры, а также создает свой флот ледоколов с ядерными и обычными двигателями".

А история про "путинское супероружие" — торпеду "Посейдон 2М39", которая потенциально может достигать берегов США, и, детонируя, создавать "радиоактивные цунами", которые сделают побережья США непригодными для человека на сотни лет, были просто обречены стать сенсацией.

При этом большинство этих заявлений, конечно, являются вполне правдивыми. Но для их реалистической оценки стоит посмотреть на географический и геополитический контекст ситуации.

Длина береговой линии Северного Ледовитого океана на России — со всеми извилинами, бухтами и т.д. — составляет около 30 тысяч километров. Обычно, меньше длины земного экватора. Но не очень сильно.

На всех этих пространствах планируется создать шесть военных баз — из числа тех, где будет постоянный гарнизон. Масштаб этих баз можно оценить на примере двух готовых проектов — "Арктического трилистника" на острове Земля Александры в архипелаге Франца-Йоспа, и "Арктического клевера", на острове Котельный, что в Новосибирском архипелаге. Первая база рассчитана на 150 человек. Вторая — на целых 250. Это в зимний период. На базах, конечно, есть системы ПВО и вроде как противокорабельное оружие. То есть суперсовременные "Бастионы", которые за всю историю эксплуатации стреляли один раз по наземным объектам в Сирии. Когда-то, когда нефть была дорогой, сюда завезли даже несколько танков в "арктической" адаптации. Хотя тогда даже патриотически настроенная российская пресса интересовалась, с кем именно собирается вести танковые баталии Шойгу на изолированных арктических островах. И не без оснований делала предположение о "креативном распиле военного бюджета". Информация об этих базах была доступна уже много лет. При желании можно посмотреть на них на сайте российского военного ведомства.

И даже если Россия достроит еще четыре такие базы — то получится меньше, чем один гарнизон на тысячу километров. Каждый из этих гарнизонов, напомним, состоит из двух сотен человек, из которых заметная часть — техники, инженеры, повара и другие гражданские, которые нужны для обеспечения функционирования этих потемкинских поселений на земле Франца-Иосифа.

Конечно, поражает сообщение про 13 аэродромов за полярным кругом, на которых ведутся восстановительные работы. Но, несмотря на расстояния, такое относительно большое количество аэродромов обусловлено тем, что вертолеты — что российские, что любые другие, более 1500 километров без дозаправки пролететь по большей части не могут. Даже с навесными баками, которые значительно уменьшают их полезную грузоподъемность. Поэтому "аэродромов подскока", большинство из которых являются ровными площадками, на краю которых находится подземное хранилище горючего, и нужно так много.

Возможностей этих баз, при условии надлежащего технического обеспечения, вполне достаточно для радионаблюдения за регионом. Базы вполне могут отслеживать движение кораблей по Северному морскому пути — если это движение когда-то полномасштабно начнется. И добыча полезных ископаемых в регионе. Если он, опять-таки, когда-нибудь станет рентабельным.

Часть из этих баз, при определенном везении, будет в состоянии осуществлять какие-то элементы противовоздушной обороны небольшого участка. Но в условиях реального военного конфликта ни одна из них не проживет и нескольких часов.

Отдельно можно сказать и про "адскую торпеду" российского производства. Четких преимуществ "автономной субмарины", которая будет добираться до вражеского побережья несколько суток, перед "традиционными" баллистическими и крылатыми ракетами, которым нужны десятки минут, и обороны против которых нет ни у США, ни у России, никто из военных экспертов назвать так и не сумел. Проект подобной "суперторпеды" разрабатывали в 1950-х годах в СССР. Но потом научились конструировать ракеты, и от проекта отказались. Вызывает сомнения и необходимость размещать эти торпеды именно в Северном Ледовитом океане, на военных базах, где каждый груз, который прибывает на кораблях с "Большой земли", тщательно фиксируется враждебной космической разведкой.

Поэтому логичным кажется, что информация о росте российского военного присутствия была интересна журналистам, поскольку тема вышла увлекательной для аудитории. Эта информация будет полезна и для Пентагона, где уже давно пытаются обосновать потребность в создании ледокольного флота в США и получить ассигнования для противодействия российской военной мощи в регионе.

Но украинцам, имея гораздо большие силы российской армии в оккупированном Крыму, на Донбассе и на разных участках российско-украинской границы особо волноваться по поводу немного мнимой российской военной мощи за Полярным кругом, наверное, не стоит.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme