The Washington Post: Помогут ли миротворцы ООН завершить войну в Украине

Сколько миротворцев и какое гражданское присутствие необходимы на Донбассе

The Washington Post: Помогут ли миротвор…

Depo.ua приводит перевод статьи сотрудника Европейского совета по международным отношениям, автора материала "ООН может объединить Украину" (Институт Хадсона) Ричарда Гована на The Washington Post.

Могут ли поддерживаемые ООН миротворческие силы прекратить мучительную войну на востоке Украины, которая уже стоила более 10 тыс. жизней? В сентябре президент России Владимир Путин намекнул, что может быть открыт для сил ООН. Президент Украины Петр Порошенко и администрация Трампа также увлеклись этой идеей.

Россияне хотят чего-то светлого. Украина стремится, чтобы мощные миротворческие силы быстро взяли под контроль районы Донбасса, которые откололись, но признает, что Крым закрыт для обсуждения.

Даже если дипломатический компромисс и возможен, как контингент будет работать на местах? В новом докладе для Института Хадсона я изучаю уроки прошлых операций для будущего развертывания на Донбассе. Эти силы будут направлены на то, чтобы облегчить прекращение военных действий, наблюдение за местными выборами, которые по договоренности России и Украины должны стать предпосылкой для политического урегулирования и способствовать переходу, кульминацией которого является полное восстановление власти Киева на территории.

Существуют пять критериев успешной работы:

1). Настоящая сделка с Россией: Москва с самого начала начала свою войну на Донбассе. Ни одна операция по поддержанию мира не может быть успешной, если россияне не дадут ей шанса.

Россия придерживается жесткого подхода к соблюдению мира. Она согласилась на размещение наблюдателей США в Грузии в 90-х годах, но отвергла их во время российско-грузинской войны 2008-го года, использовав свое право вето в Совбезе ООН для прекращения миссии.

Украина и ее западные партнеры должны быть уверены в порядочности России перед тем, как поддерживать миссию на Донбассе. Москве нужно было бы взять на себя обязательство не использовать право вето в Совбезе ООН против операции и вывести войска, тяжелое вооружение и наемников, которые остались на Донбассе. Работа миротворцев на украинско-российской границе станет серьезным испытанием порядочности Москвы.

2). Правдоподобное военное присутствие: даже при поддержке Москвы, миротворческие миссии могут подвергаться риску агрессии со стороны повстанцев. Исламистские боевики убили десятки миротворцев в Мали с 2013-го года, подрывая конвои с помощью мин, а также нападая на отдаленные базы.

Повстанцы на Донбассе, вероятно, также осуществляют партизанские атаки. Некоторые аналитики утверждают, что учитывая эту угрозу понадобится 50 тыс. военных, аналогично тому, как было в Косово в 1999 году. Такой контингент сформировать будет непросто, тем более, что Россия может быть против участия крупных стран НАТО.

Более логичной может быть цифра около 20 тысяч военных, которая отвечает наибольшему контингенту ООН, который действует сегодня. Для наблюдения за украинско-российской границей может понадобиться от 4 до 5 тысяч человек - эта цифра равнозначна количеству миротворцев, которые контролируют Голанские высоты между Израилем и Сирией. Основная часть контингента будет составлена из четырех или пяти боевых групп, способных сгладить вспышки насилия.

Точные цифры менее важны, чем возможности и обязанности войск. Контингенту в Украине понадобится достаточное количество вертолетов и воздушных средств для надежного снабжения собственных подразделений. И хотя недавний доклад в США, в котором многих миротворцев обвинили в том, что они не склонны к риску и не хотят применять силу, миротворцы, которые прибудут на Донбасс, должны твердо и последовательно программировать безопасность.

США лоббировали Швецию в качестве руководителя миссии, а Стокгольм проявил осторожную заинтересованность. Возможно, необходимо объединить более широкие силы из других северных государств и более отдаленные варианты, такие как Монголия, войска которой мужественно выступили за ООН в Южном Судане.

3). Сильное полицейское присутствие: Для надежного военного компонента также необходимо полицейское приложение, поскольку операции только в военном отношении, как правило, могут плохо справиться с гражданскими волнениями. В 1999-м войска в Косово в значительной степени находились в состоянии готовности, когда этническое албанское население напало на сербские общины.

Международные полицейские силы в Украине должны будут включать в себя отряды для подавления беспорядков и специальных полицейских советников для работы с местными силами безопасности и украинской полицией по поддержанию порядка, когда регион будет переходить под контроль Киева.

Такое присутствие должно быть достаточно большим. ООН в конечном итоге развернула более 3,5 тыс. полицейских в Косово. Для миссии на Донбассе может понадобиться от 2 до 4 тысяч полицейских.

Некоторые европейские страны - включая Португалию, Италию и Румынию - имеют хорошую "полицейскую" историю. Но России пришлось бы закрыть глаза на их статус НАТО.

4). Долгосрочное гражданское присутствие: большинство миротворческих операций теперь включают значительное гражданское присутствие (от 10 до 20 процентов от общего развертывания, речь о наблюдателях и чиновниках - Depo.ua), на которое возложена ответственность, включительно с управлением миссиями и реформой управления. На Донбассе приоритетом гражданского присутствия было бы проведение местных выборов, которые предусмотрены Москвой и Киевом в "Минске-2" 2015-го года, в качестве предпосылки для восстановления власти Украины над регионом.

В техническом плане ООН достаточно хорошо разбирается в управлении выборами. В 2006-м году она показала великолепный результат в Конго - 50 тыс. избирательных участков. В соответствии с этим стандартом Донбасс должен быть более простым, хотя миротворцы должны быть готовы к насилию, связанному с выборами.

ООН и другие многосторонние организации, такие как ОБСЕ и ЕС, должны будут инвестировать деньги в долгосрочное гражданское присутствие. ОБСЕ и ЕС до сих пор имеют миссии в Боснии и Герцеговине, после 20 лет с момента завершения войны. Реинтеграция Донбасса в Украину будет долгосрочным обязательством, включительно с содействием экономическому росту, защитой прав местных жителей и пристальным вниманием к региональным политическим деятелям, чтобы они не создавали больше проблем.

Хотя большинство военных миротворцев, надеюсь, покинут Донбасс через несколько лет, более глубокое строительство мира может затянуться на десятилетия.

5). Украинская поддержка: последним критерием для успешной миссии должна быть поддержка со стороны Киева.

Много украинских политиков и комментаторов хотят, чтобы сепаратисты на Донбассе были наказаны - с разговорами про уголовное преследование и лишение местных чиновников работы. ООН могла бы взять на себя часть этого жара, установив беспристрастный процесс проверки людей, обвиненных в военных преступлениях, но нет никаких шансов на стабильный мир, если Украина будет стремиться к масштабному наказанию.

В конце концов, все мирные операции - это акты политического компромисса. Все стороны должны принять наилучший вариант прекращения войны. На Донбассе миротворческие силы будут иметь смысл только в том случае, если как Москва, так и Киев захотят сделать их работоспособными. Если они это сделают, а также удастся найти достаточное количество действующих единиц, операция должна сработать. Но из-за отношений Запада с Россией, которые находятся в постоянной нестабильности, шансы на это остаются сложными.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme