Теракт в Барселоне: Как остановить смертельные фургоны исламистов

Для того, чтобы одолеть "автомобильный терроризм", есть всего два возможных пути. Следует либо запретить автомобили, либо разобраться с тем, что творится в головах молодых людей, которые прислушиваются к пропаганде исламистов

Тарас Паньо
Журналист отдела международной политики
Теракт в Барселоне: Как остановить смерт…

Теракт в Барселоне, который унес жизни 13 человек и больше сотни отправил на больничные койки, стал наиболее кровавым в Испании с марта 2004 года, когда исламисты заложили бомбы в пригородные поезда и убили 191 человека.

Ответственность вполне ожидаемо взяла на себя группировка "Исламское государство", в очередной раз напомнив миру, что несмотря на успешное наступление на ее твердыни и вероятное скорое исчезновение с политической карты мира, исчезать из реальности она, увы, пока не собирается. Хотя какой-либо достоверной информации относительно того, были ли нападавшие членами ИГ, или просто поддались пропаганде радикальных исламистов и совершили теракт в одиночку, на данный момент нет.

При этом реального водителя смертоносного фургона, похоже, так и не задержали. А заявления испанской полиции о двух задержанных соучастниках теракта тоже имеют достаточно предварительный характер. Как, к примеру, и относительно официального арендатора смертоносного фургона, которого начали разыскивать как главного участника теракта, который через час пришел в полицию сам, с заявлением что фургон у него недавно украли.

Второй аналогичный теракт, который исламисты попытались осуществить в Камбрильсе через несколько часов после Барселоны, полиции удалось фактически сорвать. Там террористы сумели ранить семь человек, после чего и сами полегли под пулями стражей порядка.

Схема теракта была "классической" для современной Европы – наезд фургоном на беззащитную толпу туристов и последующая хаотичная стрельба террориста. Грузовик в Ницце, который 14 июля въехал в толпу, грузовик в Берлине 19 декабря, грузовики и фургоны в Стокгольме и Лондоне – список можно продолжать достаточно долго. При том автомобили начали использовать не только исламисты, но и европейские ультраправые – просто сумасшедшие. 19 июня в Лондоне и 29 июля в Париже легковые автомобили атаковали людей, которые выходили из мечетей.

Можно ли в принципе остановить атаки с использованием автомобилей? Очевидный ответ, естественно, отрицательный. Автомобили – как кухонные ножи, они есть везде, и с их помощью можно убивать людей. Отказаться от них мы не в состоянии.

С другой стороны, места массового отдыха людей – в том числе, пешеходные туристические променады – вполне можно защитить от несанкционированного въезда. Подобные системы есть возле британского парламента и многих американских официальных учреждений – которые в свое время уже атаковали при помощи грузовиков – правда, начиненных взрывчаткой. Такие системы используются в Израиле.

"Мертвое" блокирование въезда на пешеходные улицы (а остановить грузовик можно только бетонными, а не раздвижными металлическими конструкциями), конечно, осложнит жизнь местным жителям. Но бытовые неудобства – не такая уж и большая цена за то, чтобы многолюдный объект был вычеркнут из списка мест возможной террористической атаки.

Все это касается непростых прикладных аспектов теракта. Если же говорить о его реальных причинах, то все еще сложнее. Потому что волна возмущения в отношении "мусульманских беженцев, которые понаехали в Испанию и теперь режут всех направо и налево", поднимается сейчас в основном на России, а не в Испании. Как не особо поднималась она во Франции или Германии, когда теракты происходили там. В чем причина?

Да хотя бы в том, что из двух подозреваемых один - марокканец. В Испании живет более чем 700 тысяч марокканцев – и возраст этой общины превышает полтысячи лет. Второй – с испанской заморской территории, африканского анклава Мелилья, завоеванного испанцами вскоре после завершения Реконкисты. Жители этих территорий в основном имеют испанское гражданство, но даже в случае его отсутствия – возможность ездить в Испанию без виз. Ни один из них не является "исламским боевиком, который изображал из себя беженца".

И проблема с молодыми сторонниками "Исламского государства", похоже, заключается не в приеме беженцев – а в наличии большого количества молодых асоциальных людей – без адекватной работы, без семьи, без интереса к жизни. Которые и ведутся на призывы исламских проповедников – как велись в свое время молодые и образованные выпускники университетов на агитацию "молодых троцкистов", "красных бригад" и прочей сволочи. Которые, к слову, убивали ничуть не меньше, чем "Исламское государство". И закрытием границ, "всенародным возмущением" или даже началом антимусульманских погромов эту проблему не решить.

В обществе всегда существует определенный процент молодых людей, которым "спокойно не живется". Если их энергию направляют в нужное русло – из них получаются смелые первооткрыватели (ну, получались раньше – сейчас, когда земля исследована, а в космос летают ученые, а не авантюристы, с этим хуже), бравые воины специальных подразделений или киношные каскадеры. В случае же, если они остаются один-на-один со своей жаждой свершений в узких рамках скучного мира "учеба-работа-телевизор-соцсети-дети-старость", все получается гораздо хуже.

Шансы получают не только алкоголь и наркотики, эти безотказные средства для виртуальных "великих свершений", но и не очень умные и очень злые люди, которые обещают им небеса – в обмен на кровь невинных. Разобраться с этой проблемой гораздо труднее, чем дать новые полномочия спецслужбам, или даже закрыть границу для мигрантов. Но без ее решения скоро придется запрещать не только автомобили, но и кухонные ножи.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme