Затронет ли Украину возможная американо-китайская война

Конфликт вокруг Южно-Китайского моря стремительно выходит за рамки здравого смысла, угрожая прямым столкновением двух мощнейших экономик мира

Тарас Паньо
Журналист отдела международной политики
Затронет ли Украину возможная американо-…

"Китай пригрозил США войной". Под такими или похожими заголовками вышло сегодня немало газет. И они были не слишком далеки от истины – заявление командующего Военно-морскими силами Китая адмирала У Шэнли о том, что США занимаются "провокациями" в Южно-Китайском море, в результате которых "незначительный инцидент может спровоцировать войну", вышло сильным. Эту позицию довела до логического завершения статья в официальном печатном органе Народно-освободительной армии Китая с размышлениями о том, что "КНР не боится войны с американцами".

Причиной инцидента стало то, что эсминец ВМС США USS Lassen 27 октября прошел ближе, чем 12 миль от островов Спартли, которые в Пекине считают своей суверенной территорией. Не так давно на этом месте были только небольшие скалы, но усилиями трудолюбивых граждан Поднебесной и целого флота специальных кораблей они быстро растут в размерах, превращаясь не просто на заселенные фрагменты суши, но и на полноценные военные базы.

В ответ на воинственное заявление китайского адмирала пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест констатировал, что США не собираются нарушать чей-либо суверенитет или претендовать на чью-либо территорию, но острова Спартли – это не часть территории Китая. Поэтому американские корабли имеют право плавать возле них сколько угодно. Более того, в Пентагоне прозрачно намекнули, что подобные "заплывы" вполне могут иметь место и в будущем. По некоторым данным, к участию во флешмобе "Проплыв на эсминце мимо Спартли" собираются приобщиться австралийские и японские ВМС. Что, конечно, не будет способствовать успокоению официального Пекина.

На самом деле, вся штука не в несчастных островах и не в постройках из песка и бетона, активно строящихся китайцами на протяжении последнего года. Одной из настоящих причин конфликта является то, что вокруг островов спрятан Кувейт. В смысле, запасы углеводородов, близкие по количеству к разведанным запасам Кувейта.

Кроме того, через Южно-Китайское море, которое Пекин спешно пытается приватизировать, проходит товаропоток на сумму около 5 триллионов долларов ежегодно. 20 с чем-то процентов мировой торговли. И видение китайской руки, которая крепко держит эту чувствительную артерию мировой экономики, не вызывает энтузиазма не только в Вашингтоне, но и вообще нигде, кроме Пекина.

К этому следует добавить тот факт, что на острова в Южно-Китайском море давно и официально претендуют, кроме Китая, еще и Япония, Тайвань, Малайзия, Филиппины и даже Бруней.

При том о готовности Пекина идти до конца говорит хотя бы тот факт, что Китай отказался участвовать в рассмотрении территориальной принадлежности островов в Международном арбитражном суде в Гааге. Официально заявив, что не признает любое судебное решение по этому вопросу.

Но и США готовы идти до конца в противостоянии китайской гегемонии в данном регионе. Смирившись с "особыми интересами" Пекина в Восточно-Китайском море, где все пока ограничивается тем, что гражданские самолеты других стран предупреждают китайцев о пролете через их "зону особых воздушных интересов", а военные молча его игнорируют, время от времени нарываясь на протесты, отдать "караванный путь" в Южно-Китайском море на откуп Пекину Вашингтон не собирается. Тем более, что в данном случае практически все страны региона готовы поддержать США.

Таким образом, две крупнейшие экономики мира плавно движутся в сторону если и не вооруженного конфликта, то жестких столкновений. И на сегодняшний день не видно ни одного фактора, который мог бы радикально остановить это движение. И единственное, что может серьезно повлиять на Пекин в этой ситуации – это не дефиле эсминцев из флотов всех тихоокеанских государств, а мощная экономическая угроза и без того не слишком здоровой китайской экономике. Беда только, что отказаться от услуг "мастерской мира" – это не то же самое, что отказаться от "безумной бензоколонки" в период низких цен на нефть. Санкции против Китая обернутся колоссальными и многомиллиардными потерями для всех. В том числе и для Украины, которая на протяжении последних лет изрядно укрепила позиции на китайском рынке сельскохозяйственной продукции. Или мы, как всегда, решим, что все это нас не касается?

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme