Новые санкции против США. Когда адептов "русского мира" будут отправлять в Гуантанамо

Формула Обамы – "Эбола, ИГИЛ и Россия" заменена триадой стран-изгоев "Россия, Иран, Северная Корея". Так что в определенном смысле , Россия достигла своего

Новые санкции против США. Когда адептов…

Об этом сообщает Depo.ua со ссылкой на "Деловую столицу".

Во вторник 25 июля Палата представителей Конгресса США утвердила новые санкции против России, Ирана и КНДР За документ проголосовали 419 конгрессменов, а против 3. Любопытно что "за" - именно потому санкции против Москвы так талантливо упакованы вместе с ограничениями для Тегерана и Пхеньяна, законопроект поддержал даже лучший друг России в Палате представителей, калифорнийский республиканец Дана Рорабахер.

Следует напомнить, что верхняя палата по своей инициативе уже принимала похожий законопроект, но Белый дом "прицепился" к процедуре (и, возможно, сенаторы и впрямь поспешили), теперь он рассматривается как более ранняя, черновая версия. Изменилось ли что-то между двумя версиями? Можно сказать, что нет - мелочи, в особенности, если учитывать, что большинство санкций, так или иначе, производят косвенный, но от этого не менее разрушительный для экономики страны-агрессора эффект. Правда, в данном законе беспрецедентно много прямых санкций. А по российской части санкционного документа разногласий не было - они касались глубины санкционных программ для Ирана и КНДР.

Прежде всего, вводятся новые ограничения для энергетического сектора и банков, но главное, это то, что законопроект предполагает ограничить полномочия президента по отмене санкций и предоставить конгрессу последнее слово в этих вопросах. Также законопроект кодифицирует и придает силу закона санкциям, которые на данный момент действуют на основании исполнительных распоряжений (указов) президента Барака Обамы. Это значительно затрудняет любые перспективы отмены санкций вне зависимости от того, как в будущем будут складываться отношения США и России. В советское и постсоветское время по такому принципу действовала поправка "Джексона-Вэника", введенная против СССР за ограничения на выезд евреев в Израиль, позднее превратившаяся в обычный политический инструмент.

Далее, усугубляются ограничения возможностей привлечения финансирования российскими организациями всех форм собственности (с 90 и 60 дней до 30 и 15), что делает кредитование неподъемно дорогим и ускоряет процесс дальнейшего разорения российских банков. В этом году дефолт основных банков Татарстана и крах крупного банка "Югра" показали, что возможности Минфина и ЦБ РФ давно перестали быть безграничными.

Но обращает на себя внимание сама по себе эволюция логики сдерживания России за три года, которые прошли с момента введения первых "крымских санкций". Формула Обамы - "Эбола, ИГИЛ и Россия" заменена триадой стран-изгоев "Россия, Иран, Северная Корея". Так что в определенном смысле, Россия добилась своего, ее признают в качестве главной угрозы и лидера противостоящего США блока! Тем более, что Эбола победили, а ИГИЛ сходит с исторической сцены.

Самое важное: законопроект закрепляет три санкционные программы на уровне федеральных законов (а не президентских указов, которые могут быть в один момент отменены другими президентскими указами) и даже позволяет законодателям блокировать единоличные шаги президента по снятию ограничительных мер в отношении трех стран.

Теперь - частности.

Документ предусматривает ужесточение ограничений на передачу американских технологий для разведки и добычи российской нефти на глубоководье, на арктическом шельфе и в сланцевых формациях. Если такие ограничения действовали в отношении проектов "Газпромнефти", "Газпрома", "Сургутнефтегаза", "Роснефти" или ЛУКОЙЛа, то сейчас его предложили распространить на все проекты, в которых одна из этих пяти компаний владеет "существенной неконтролирующей долей" - от 33%. Иными словами, действующие на момент вступления закона в силу проекты не будут подпадать под ограничения. Похоже, это всё, что смог выторговать ExxonMobil который до своего прихода в Госдепартамент возглавлял Рекс Тиллерсон.

Новые санкции среди прочего направлены на ограничение сделок с участием российских военных учреждений (а это масштабный сектор милитаризированной российской экономики), специальных структур и сделок в сфере трубопроводного экспорта энергоресурсов. К числу таких санкций законодатели отнесли:

- запрет на доступ к кредитам или гарантиям Экспортно-импортного банка США, государственного учреждения, оказывающего поддержку американским экспортерам;
- ограничения на кредиты от американских финансовых организаций; запрет на получение госконтрактов;
- блокирование банковских или валютных транзакций, а также сделок с имуществом;
- отказ инвестировать в акции или облигации учреждения под санкциями; экстрадиция сотрудников компаний из США.

Санкции, которые относятся к взаимодействию с российскими спецслужбами, коснутся физических и юридических лиц (включая иностранные), совершающих "существенные транзакции" с Главным управлением Генштаба Вооруженных сил РФ (бывшее ГРУ), Федеральной службой безопасности (ФСБ) и другими государственными органами, отвечающими за разведку или оборону. Конечно, это звучит несколько наивно, но не следует забывать, что руководителя ФСБ Александра Бортникова до сих пор пускают в США. Вероятно, будет свернут и происходящий, в той или иной мере, обмен разведывательной информацией на Ближнем Востоке.

Примечательно, что законопроект запрещает вкладывать средства в российские проекты по трубопроводному экспорту энергоресурсов, а также предоставлять для них товары, услуги и технологии, стоимость каждой которой в отдельности превышает $1 млн или их агрегированная стоимость превосходит $5 млн в течение одного года. К этому положению мы еще вернемся.

В плане не только расширения, но и углубления процесса разрушения российской экономики, законопроект предусматривает возможность введения санкций против государственных предприятий РФ, осуществляющих операции в металлургической и горнодобывающей отраслях, и на железнодорожном транспорте. Иными словами, спокойно могут пострадать масштабные контракты той же "РЖД" в Словакии и Австрии.
Также, (любопытно, пострадает ли в связи с этим небезызвестная контора Kaspersky) осуществляется введение санкций в связи с деятельностью правительства РФ в направлении подрыва кибернетической безопасности; по отношению к лицам, которые ответственны за нарушения прав человека на оккупированной РФ территории (то есть в Крыму и в оккупированных районах Донбасса); действуют в интересах оборонного и разведывательного секторов правительства РФ (фактически, можно применить к любому командировочному из РФ); в значительной степени способствовали возможностям РФ по проведению приватизации государственных активов (даже жаль российских системных либералов, на двух стульях им теперь усидеть не удастся); а также по отношению к иностранным физическим и юридическим лицам, которые способствовали усилению оборонных возможностей правительства Сирии.

Более того, законопроектом предоставляется право президенту США в координации с союзниками Соединенных Штатов ввести санкции против физических и юридических лиц, способствующих развитию и обслуживанию российских экспортных нефте- и газопроводов.

Проект закона предусматривает создание "Фонда для противодействия российскому влиянию" и выделяет в его бюджет $250 млн на 2018-2019 финансовые годы. На реализацию инициатив по поддержке энергетической безопасности Украины предусматривается выделение $30 млн.

Итак, санкции довольно жесткие, но процедурный момент выглядит по-настоящему фундаментальным. Фактически, США реорганизуют политический контур своей военно-разведывательной структуры по образцу пиковых периодов "холодной" войны с Советским Союзом.

Законопроект предполагает ежегодную подготовку ряда докладов президента и правительства США по вопросам, касающимся России.

Министр финансов по согласованию с директором национальной разведки и госсекретарём США не позднее 180 дней после принятия закона, а впоследствии ежегодно, должен предоставлять соответствующим комитетам Конгресса открытый "доклад об олигархах и полугосударственных организациях Российской Федерации.
В нем должны быть представлены данные о ключевых политических фигурах России и олигархах; идентифицирован уровень их близости к Владимиру Путину и другим членам российской правящей элиты; установлены масштабы их состояний и источники доходов; перечень их родственников, включая супругов, детей, родителей, их активы, включая инвестиции, деловые интересы, собственность, приносящую доходы; и выявление зарубежных компаний, связанных с этими лицами.

Пожалуй, такого охвата США не практиковали и в советское время...

Доклад должен проанализировать также происхождение "полугосударственных" организаций/компаний, их роль в экономике России; расшифровать их руководящие структуры и бенефициарную собственность этих организаций; объемы их зарубежной собственности.

Будут выяснены масштабы проникновения российских лиц, с политическим влиянием, и полугосударственных организаций в ключевые сектора американской экономики - банковский, страхование, ценные бумаги, недвижимость.
Более чем примечателен и раздел законопроекта, посвящённый проблеме "противостояния российскому влиянию в Европе и Евразии". В нем утверждается, что "Конгресс выявил попытки России оказать влияние на политические процессы в Европе и Евразии путём предоставления ресурсов политическим партиям, "мозговым центрам", группам гражданского общества, которые "сеют недоверие к демократическим институтам, продвигают ксенофобские и нелиберальные взгляды, подрывают европейское единство". Под удар попадет целое поколение молодых карьеристов, сделавших циничный выбор в пользу фашистской идеологии "русского мира" и существующих за деньги российского правительства в странах региона. Можно будет не удивляться, когда их станут выборочно отлавливать по миру и отправлять на Гуантанамо.

Не позднее, чем через 90 дней после принятия закона президент США (бедный Трамп - это даже какое-то унижение!) должен представить доклад "Об организациях СМИ (Медиа), контролируемых и финансируемых правительством России". В него будет включена информация о тех СМИ, которые влияли на исход избирательных кампаний в любой стране Европы и Евразии в течение предыдущего года, включая, как прямую поддержку политических партий, кандидатов, лоббистских кампаний, так и поддержку неправительственных организаций и структур гражданского общества.
Пережив агрессию против себя лично, США вообще намерены жестко взяться за наведение порядка в Европе, ее дезинфекции от заразивших континент российских паразитарных организмов, порожденных ФСБ и мафией.

Так, США поддержит создание комиссии по свободе СМИ в Совете Европы по аналогии с Венецианской комиссией, занимающейся вопросами верховенства закона. Эта комиссия будет готовить экспертные рекомендации правительствам по поддержанию правового и регулятивного режимов, поддерживающих свободные и независимые СМИ и информированное гражданское сообщество, "способное делать различия между репортажами, основанными на фактах, мнением и дезинформацией".
Законопроект расширяет потенциальный круг физических и юридических лиц, против которых могут быть введены санкции. Будет даже налажена система выявления тех, кто совершает сделки от имени или в интересах организаций, связанных с разведывательным и оборонным ведомством России. Санкции угрожают всем, кто участвует в российских проектах глубоководной разведки и добычи, арктической нефтедобычи и сланцевой нефти и газа. Аналогичные меры будут введены и в отношении тех, кто содействует поставкам товаров, услуг, лицензий, информации и технологий для строительства трубопроводов для экспорта российских энергоносителей.

Кстати, в энергетическом разделе законопроекта, касающегося украинской энергетической безопасности указывается на необходимость для США "сделать приоритетом экспорт энергоресурсов США для того, чтобы создавать американские рабочие места, помогать союзникам и партнерам и укреплять внешнюю политику США". Как говорится, неплохо бы Украине поторопиться со строительством собственного СПГ-терминала, да и вопросы присутствия здесь российского бизнеса необходимо вновь прошерстить, чтобы самим не оказаться под американскими санкциями, чисто автоматически.
Отдельно говорится, что США будут противодействовать строительству газопровода "Северный поток-2".

Единственные сферы, не затронутая санкциями - сотрудничество в авиакосмической отрасли в рамках, обозначенных интересами НАСА и Министерством обороны США, а также бизнес "Росатома". Что было достаточно предсказуемо.
Теперь документ отправят в Сенат, если он будет одобрен, то ляжет на подпись Дональду Трампу.

Но не все так просто.

С одной стороны, президент США Дональд Трамп в целом поддерживает санкции против России, Ирана и КНДР, но ждет окончательной версии от конгресса, об этом говорится в заявлении пресс-секретаря Белого дома Сары Сандерс. А говорит он это не просто так. Дело в том, что вчерашнее заявление сенатора Боба Коркера о том, что рассмотрение законопроекта продолжается (тогда он еще не был проголосован нижней палатой) связывают с тем, что сенаторы считали свой проект лучшим. Такой вот эгоизм творчества. Однако, версия законопроекта, которая больше не рассматривается, была одобрена сенатом 97 голосами из 100. Но сомнений в том, что сенаторы утвердят законопроект - нет, раз уж им хватило (благодаря голосу болеющего Маккейна, прибывшего в Вашингтон) сил все-таки отменить "Обамакэр". Ведь это двухпартийный проект - и единственное двухпартийное достижение за многие годы, ведь кризис сотрудничества между партиями начался задолго до Трампа. Но свои пять копеек и лоббистские ловушки в этот процесс постараются вставить все, кому не лень.

Это не удивительно - новые санкции наносят удар по основным системам предосудительных связей между западноевропейским (и, кстати, турецким - законодатели не забыли, чьим официальным агентом был Майкл Флинн!) бизнесом со страной-изгоем, Россией.

На данный момент восемь проектов с участием европейских компаний могут пострадать от новых санкций США, если соответствующий законопроект в итоге подпишет президент Дональд Трамп. По данным аналитического портала Euractiv, речь идет о проектах с участием "Роснефти", "Газпрома" и ЛУКОЙЛа. Список с ними был подготовлен структурами Еврокомиссии для рассмотрения коллегией этого органа (в нее входит председатель ЕК, верховный представитель по иностранным делам и 13 комиссаров). Это "Балтийский СПГ" (Shell и "Газпром"), "Голубой поток" (Eni и "Газпром"), трубопровод Каспийского трубопроводного консорциума (Shell, ENI и "Роснефть"), "Северный поток" и "Северный поток-2" ("Газпром" и ряд европейских компаний), расширение завода СПГ "Сахалин-2" (Shell и "Газпром"), Южно-Кавказский газопровод и месторождение Шах-Дениз (BP и ЛУКОЙЛ), месторождение Зохр на шельфе Средиземного моря (BP, ENI и "Роснефть").

Если подобный законопроект будет принят сенатом с тем же счетом, что и предыдущий, у конгресса будет более чем достаточно голосов, чтобы преодолеть возможные возражения президента против законопроекта. Но не выступит ли Трамп в неожиданной роли поборника трансатлантического единства, учета интересов европейских партнеров? Это был бы, конечно, когнитивный диссонанс и вряд ли его советники-националисты на такое пойдут. Правда, теневое давление из ЕС и РФ на Белый Дом и Сенат США в эти недели ощутимо возрастет.

В российском МИД новый законопроект ожидаемо назвали "шагом к уничтожению перспектив нормализации отношений" - так это сформулировал Сергей Рябков, которого в последние недели прозвали заместителем министра "по даче", в силу его публичной роли в истериках устроенных россиянами вокруг приобретенных еще в советское время комплексов отдыха, арестованных американскими властями при Обаме. США небезосновательно подозревают, что эти комплексы использовались россиянами для шпионажа (в частности перехвата переговоров между Белым домом и правительственной базой ВВС США Эндрюс). Прогресса в переговорах о возвращении России контроля над этими объектами достигнуто не было - некоторые комментаторы даже объясняют такую беспрецедентную настойчивость Смоленской площади возможными планами приватизации этого комплекса.

Хотя имеется версия и проще - от Лаврова и его команды требуют хотя бы каких-то подвижек на западном направлении. Вместо этого - увязание в сирийском болоте. Готовящаяся продажа Ираку 73 танков Т-90 (фактически, это расчистка склада готовой продукции на разоренном "Уралвагонозаводе"), не перекрывает пат в войне с Украиной, склоку с Польшей и новый кризис в отношениях с Германией.

Катастрофа следует за катастрофой - и во всех из них виновато преступное поведение России и высокомерное упрямство ее лидеров. Что ж, теперь за это придется заплатить масштабными разорениями, настоящей изоляцией и возвращением на тот уровень развития, который был при столь обожаемом россиянами Иосифе Сталине.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme