Ученые нашли в Китае останки уникального утконоса времен динозавров

Ученые обнаружили в китайской провинции Хэбэй останки крайне причудливой рептилии, жившей в морях Земли примерно 250 миллионов лет назад, и при этом она почти не отличается от современных утконосов

Фотографии окаменелостей и выводы ученых были представлены в журнале Scientific Reports, передает Depo.ua со ссылкой на РИА "Новости".

"Это было очень странное животное - когда я начал думать о том, как мог работать его организм, я был очень сильно озадачен. Скорее всего, оно очень плохо плавало, и в современных морях у него не было бы шансов. С другой стороны, конкурентов в то время у этих "утконосов" и не было", - рассказывает Рьосуке Мотани из университета Калифорнии в Дэвисе (США).

В прошлом, как отмечает Мотани, палеонтологи уже находили останки данной рептилии, однако все они были лишены головы, передних плавников и некоторых других частей тела. Поэтому ученые не считали ее чем-то необычным и относили к числу примитивных "кузенов" предков ихтиозавров.

Сейчас картина резко изменилась - оказалось, что это существо имеет уникальные челюсти, похожие на клюв утконоса, небольшие глаза, крайне нетипичные для морских рептилий и современных сухопутных ящериц, очень слабые передние конечности и у него была странная диета, состоявшая из мелких рачков и другого зоопланктона.

Как считают ученые, мезозойский "утконос" добывал пищу, копаясь в иле на дне мелководных заливов и захватывая мелких рачков, моллюсков и другую к безвольную живность, которая обитает там. Подобный рацион спасал его от необходимости конкурировать с предками ихтиозавров, большая часть которых была хищниками и жила в тех же водоемах в то же время.

Открытие этого существа, как отмечают Мотани и его коллеги, говорит о том, что морские рептилии начали занимать различные экологические ниши сразу после Пермского вымирания, а не гораздо позже, как полагают сегодня многие палеонтологи. Это заметно меняет и картину их эволюции, и то, как Земля восстанавливалась после крупнейшей катастрофы в своей истории.