Новый "большой договор": Где Зеленскому следует искать защиты для Украины

"Большой договор", который бы действенно гарантировал Украине сохранение суверенитета над своей территорией, является юридической абстракцией, реализовать которую в рамках международного публичного права сейчас невозможно. В реальности действенными — хоть иногда – являются военные союзы, а не юридические химеры

Тарас Паньо
Журналист отдела международной политики
Новый "большой договор": Где Зеленскому…

Слухи о "большой сделке", которые периодически появлялись чуть ли не с самого начала президентства Зеленского, наконец нашли какое-то практическое основание. Идею о подписании масштабного международного договора с участием ведущих мировых держав, который бы "на века" закрепил суверенитет и территориальную целостность Украины, рассказал в интервью помощник президента по международным делам Андрей Ермак.

По его мнению, следует согласовать и подписать масштабный международный договор, в котором приняли бы участие "все крупнейшие игроки – США, Великобритания, Германия, Франция, Китай". Которые бы зафиксировали "на годы, а лучше на века, наш суверенитет, территориальную целостность".

Дальше в описании этой четкой и простой, на первый взгляд, идеи Ермака появляется пробел. Вспомнив, что Украина уже имеет опыт нетрудоспособных документов и гарантий, и явно намекнув таким образом на тоскливую и бессмысленную в целом судьбу Будапештского меморандума, Ермак заявляет, что как "один из элементов гарантии, в Украине должны появиться штаб-квартиры международных организаций". Какие именно международные организации должны при том паковать чемоданы и отправляться в Киев, и каким именно образом все это поможет противодействовать российской агрессии, Ермак не уточняет.

Отмечает, что своеобразным "врожденным пороком" Будапештского меморандума, который Россия сначала подписала, а потом начала войну против Украины, было отсутствие санкций, и что новый договор, без сомнения, должен их содержать.

Господин Ермак – конечно, юрист, и мыслит категориями, в лучшем случае, международного публичного права. Хотя и в этой сфере человеческого знания договор – это не закон. Немало международно-правовых документов являются скорее проявлением воли и намерений, чем уголовным кодексом. Именно таким и был Будапештский меморандум, и подписать что-то другое Украине вряд ли удастся.

Во-первых, по той причине, что в рамках действующего международного права обычно становится обязательным для исполнения только тот договор, который государство само же и подписывало. Учитывая тот факт, что Россия давно и четко задекларировала, что считает Украину зоной своих интересов и отступаться от этой идеи не спешит, шансы на подписание Кремлем такого документа невысоки. Сломать решимость России может или жесткое и ожесточенное сопротивление Украины, которое продемонстрирует, что возвращение Киева на околомосковскую орбиту является невозможным, или смена власти на России, или же экономическая неспособность продолжать геополитические авантюры. Впрочем, в случае наступления подобных обстоятельств необъявленная война прекратится и без каких-либо многосторонних договоров.

Во-вторых, пока не существует общепризнанной международной силы, которая бы наказывала нарушителей международного права – и с ее существованием были бы согласны все без исключения (или хотя бы какая-то заметная часть современных государств). Тем более, не существует силы, которая будет воплощать какие-то карательные меры в отношении какой-никакой, но ядерной державы.

Несмотря на подобную реальность, "большой договор", в соответствии с условиями которого Европа, США и Китай в придачу всей мощью своих армий защищали бы Украину от России, представляется полнейшей утопией.

При том что изобретать велосипед – пардон, новый геополитический формат с "настоящими и действенными гарантиями для Украины" нет никакой необходимости. Такой формат существует уже 70 лет. И называется он Организацией Североатлантического договора. Проще говоря – НАТО. Конечно, эта структура тоже переживает не самые простые времена, внутренние конфликты и разное видение будущего блока создают немало напряжений внутри организации. Но ничего более действенного современная реальность, к сожалению, не предлагает. Поэтому, возможно, светлым головам администрации Зеленского следует сосредоточиться на попытках вступить в НАТО и перестать гоняться за юридической "жар-птицей".

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme