Языковой скандал: Когда в Европе создадут законодательную "защиту от Орбана"

Без предохранителя, который усложнит использование общеевропейских механизмов принятия решений для удовлетворения внутренних политических интересов восточноевропейских популистов, ЕС рискует попасть в глубокий кризис. И история с украинским законом об образовании – яркая тому иллюстрация

Тарас Паньо
Журналист отдела международной политики
Языковой скандал: Когда в Европе создаду…

На протяжении двух-трех дней Венецианская комиссия примет и обнародует решение относительно того, соответствуют ли европейским нормам языковые положения украинского закона "Об образовании". Уже ни для кого не секрет, что решение получится ничуть не благоприятным для Венгрии. Невзирая на многочисленные заявления и дипломатические истерики Будапешта, совещательный орган Совета Европы по вопросам конституционного права не нашел в этом законе нарушений прав этнических венгров, проживающих в Украине. Рекомендуемые разве что незначительные и непринципиальные правки, вроде продления периода имплементации этого закона и разрешения на преподавание на языках меньшинств в частных школах, Украина, безусловно, согласится. В общем, главу МИД Павла Климкина, который подавал документ на рассмотрение Комиссии Совета Европы "За демократию через право" (как официально называется Венецианская комиссия), и МОН, которые готовили многочисленные разъяснения к закону, можно поздравить с победой.

Более качественное и полное изучение украинского языка, по общему мнению совещательного органа Совета Европы по вопросам конституционного права, является "легитимной и похвальной целью" для украинского государства.

Изменит ли решение Венецианской комиссии позицию Будапешта? Скорее нет, чем да. Собственно, о том, что никакое решение Венецианской комиссии относительно украинского закона не устранит претензии Будапешта к Киеву, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан совершенно откровенно говорил еще без малого месяц назад. Более того, он, скорее всего, лично саботировал результаты переговоров украинского МИД с министром человеческих ресурсов Венгрии Золтаном Балогом, который сначала согласился на создание механизма совместной имплементации закона с учетом интересов венгерской общины, но после звонка из Будапешта все договоренности объявил недействительными.

Упрямство и упорство Будапешта в этом вопросе объясняется, безусловно, близостью парламентских выборов, на которых правым популистам из правящей партии Виктора Орбана "Фидес" надо сделать все возможное, чтобы не отдать голосов ультраправым популистам из партии "Йоббик". Но все это, конечно, не имеет никакого отношения к внутриевропейскому сотрудничеству в частности и к адекватной международной политике в целом.

И на протяжении последних двух дней сразу две уважаемые международные организации очень прозрачно намекнули Будапешту, что использование сложных и нелегко выстроенных наднациональных механизмов для удовлетворения мелочных внутриполитических целей — не пройдет. Таков был смысл письма 11 стран — членов НАТО о недопустимости использования "языкового вопроса" для саботажа работы военно-политического блока. Таким был смысл сегодняшнего решения Венецианской комиссии относительно украинского закона об образовании. В конце концов, речь идет не только об Украине - судебный иск в Европейский суд справедливости в отношении демонстративного нежелания Венгрии, Польши и Чехии принимать мигрантов — это тоже напоминание о том, что в Будапеште есть не только гарантированные Брюсселем права, но и международно-правовые обязанности.

Хотя есть стойкое подозрение относительно того, что напоминаниями здесь дело не закончится. По крайней мере, пока внешнеполитические скандалы, которые уменьшают эффективность ЕС, а кое-где, как в истории с мигрантами, разрушают общеевропейское единство, слишком легко сходят венгерским (и не только) популистам из рук.

Очевидно, перед ЕС вскоре станет непростая задача по созданию жестко прописанного международно-правового механизма противодействия подобным фокусам. В противном случае, европейское сообщество рискует слишком много времени тратить на дипломатическое или легальное противодействие подобным фокусам. А в перспективе - оказаться разделенным не то что на "Европу разных скоростей" - но и на "Европу разных ценностей". Что и станет концом блестящего европейского проекта.

Фото ЭРА

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme