Иранское зеркало для Путина: Как будет выглядеть конец "агрессивной бензозаправки"

Тегеран оказался на грани экономического коллапса, а его военная и гражданская инфраструктура стремительно деградирует. И все это — не из-за происков конкурентов, а из-за неспособности выплатить компенсацию за сбитый самолет и взносы в ООН

Тарас Паньо
Журналист отдела международной политики
Иранское зеркало для Путина: Как будет в…

Вчера Великобритания, Канада, Украина и Швеция направили в Иран официальное сообщение относительно претензий, связанных со сбитием самолета МАУ возле Тегерана — а также последовавшим "расследованием" и дальнейшими шагами иранской стороны.

Список требований получился весьма пространным. Среди них — признание Ираном совершения неправомерных действий (вместо сообщения об "ошибке", которое Тегеран озвучивал до сих пор), полный отчет об обстоятельствах, повлекших ракетную атаку на пассажирский самолет, и публичные извинения. Также стороны требуют возвращения пропавших и украденных личных вещей жертв, декларации о недопущении подобных действий в будущем, и, самое главное, обеспечения прозрачности уголовного расследования и справедливую компенсацию ущерба, нанесенного жертвам и их семьям. В размере, предусмотренном международным законодательством, а не определенном иранцами.

Выглядит весьма вероятным, что это публичное заявление стало логическим следствием третьего раунда переговоров по делу о сбитом самолете, который проходил 2-3 июня в Киеве. И, судя по тону и формулировкам совместного заявления стран, пострадавших от действий Ирана, эти переговоры не завершились ничем хорошим.

Скорее всего, Иран отказался как от прозрачного расследования инцидента, так и от выплаты адекватных компенсаций. Просто потому, что деньги на покупку российских ЗРК у Тегерана были, а вот на выплату компенсаций за результаты использования этих ЗРК их и в самом деле, вероятно, нет.

На подобную ситуацию намекает целый ряд сопутствующих обстоятельств. Иран, например, потерял право голосовать на Генассамблее ООН — из-за двухлетних долгов по уплате взносов в эту организацию.

Параллельно с этим инфраструктура страны — как гражданская, так и военная — стремительно деградирует. В качестве примера можно привести флагман иранского флота, Khark, который позавчера загорелся, а вскоре — и затонул в Оманском заливе возле берегов южного порта Джаск. Параллельно с этим вчера горел крупнейший в стране нефтеперерабатывающий завод Tondguyan. Который удалось потушить только через сутки. При этом иранские чиновники, махнув рукой на политес, честно признали, что причина пожара на заводе состояла не в действиях израильских саботажников, а в дырявом газопроводе, который периодически ремонтировали — но все никак не могли заменить целиком. Не исключено, что и Khark, честно отслужив сорок с лишним лет, также просто слишком устарел для адекватного использования.

Вся эта невеселая картина страны-изгоя, которая, тратя колоссальные средства на поддержку повстанцев-хуситов в Йемене, на "утверждение своего геополитического влияния" в Сирии, и другие геополитические прожекты, потеряла контроль над собственной экономикой, не говоря о шансах на региональное лидерство — это наглядная демонстрация того факта, что экономические санкции против "стран-бензоколонок" все-таки совсем неплохо работают.

И ситуация, в которой оказался сегодня Иран, являвется вполне реальной перспективой для путинской России. Стоимость добычи углеводородов в которой, вопреки всему, гораздо выше, чем в Иране. Если путинский режим не изменит свою внешнеполитическую линию (что вызывает обоснованные сомнения), а Запад не захочет в очередной раз "услышать Москву" (что вполне возможно) иранское сегодня — это завтрашний день России.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme