Сможет ли "Южмаш" закрепить космический триумф с "Antares"
Украинская ракетно-космическая индустрия неплохо вписалась в глобальный рынок. Вопрос лишь в том, есть ли реальные планы развития отрасли хотя бы на завтрашний день, или все ограничится "подработкой" на коммерческих запусках. Это вопрос - не только "Южмаша", но и к руководству страны
- Весь мир
-
13 ноября 2017 20:00
Как-то тихо и незаметно проходит звездный день "Южмаша". Все-таки два успешных космических пуска на двигателях этого предприятия в течение суток - это действительно немало. Даже во времена "космической гонки" такое случалось нечасто - что уж говорить про наш прагматичный век.
Вчера космический грузовик "Cygnus" с ракетой "Antares" с Среднеатлантического регионального космодрома на острове Уоллтс успешно стартовал к МКС.
Планировали стартовать в субботу, но в последний момент передумали - в зоне запуска появился частный легкомоторный самолет, и НАСА приняло решение отложить старт на 24 часа.
Если все пойдет как следует, завтра к обеду выведенный на орбиту "Cygnus" доставит на Международную космическую станцию около 3 тонн полезного груза – научное оборудование, запасы пищи и воды, а также проведет утилизацию отходов.
За несколько часов перед тем, в 5-00 по киевскому времени с космодрома Куру во Французской Гвиане успешно стартовала ракета Vega с украинским двигателем РД-843. Это был третий успешный старт этого носителя в 2017 году. Ракета-носитель вывела на солнечно-синхронные орбиты два спутника, производимых израильским оборонным концерном Israel Aerospace Industries: OPTSAT-3000 (весом 368 кг) по заказу минобороны Италии и Venμs (весом 264 кг) для проекта Израильского космического агентства и Национального центра космических исследований Франции.
Этот пуск стал десятым в рамках программы Vega и третьим в 2017 году. Всего за 5 лет работы Vega вывела на орбиту 25 спутников для 19 заказчиков по всему миру.
Означают ли два вчерашних удачных запуска, что украинское ракетостроение находится на подъеме? К сожалению, не совсем. Как не хотелось бы сказать что-то исключительно хорошее о предприятии, у которого вчера был настолько хороший день, все-таки реальность немного портит праздничное настроение.
В частности, жидкостный ракетный двигатель РД-843, на котором стартовала вчерашняя Vega - это, на самом деле, глубокая переработка двигателя РД-869. Который стоял еще на советской межконтинентальной баллистической ракете СС-18 Сатана. От которого РД-843 унаследовал камеру сгорания и немало других деталей. Естественно, что стоимость запусков на нем, вероятно, получается невысокой - пока используются детали из "старых запасов". И может заметно вырасти, когда "запасы" закончатся. Собственно, поэтому немецкое агентство аэрокосмических технологий достаточно активно работает с итальянцами, чтобы разработать замену РД-843.
Дела с "Antares" повеселее. Для программы запусков этой ракеты Оrbital ATK имеет контракт на семь лет, в течение которых украинские ракетостроители будут хоть на какой-то процент загружены работой. Но и здесь надо иметь в виду следующий момент - львиную долю строительства ракеты осуществляет Оrbital. Зато участок работ "Южного" - это разработка и контроль изготовления на заводе "Южмаш" емкостей для топлива, баков высокого давления, клапанов, датчиков, системы подачи горючего и питания, труб, проводов и другого связанного с ними оборудования для двигателей первой ступени. Все остальное - не наше. Да и сами двигатели - это глубокая модернизация древних НК-33, разработанных в 1969 году.
А в общем, нет сомнения, что украинские ракетостроители успеют еще подзаработать на коммерческих запусках, пока частные американские компании совершенствуют технологию дешевых запусков с многоразовыми носителями. Другое дело, что будет потом. И удастся ли сохранить уникальные производственные и конструкторские мощности без новых капиталовложений в исследования. Будем надеяться, президент Украины, который поздравил в Фейсбуке украинских ракетостроителей с успехом, имеет ответы на этот вопрос.
Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua
Все новости на одном канале в Google News
- 16:13Киев до сих пор защищает водная линия обороны, которая появилась в начале войны благодаря Александру "Тихоходу", — эксперт
- 15:36Главный матч хоккейного сезона: сегодня сборную Украины ждет финал чемпионата мира
- 10:01 Спецоперация СБУ в Харькове: Враг намеревался поразить противовоздушную оборону ФОТО
- 09:54Оккупанты потеряли еще 20 танков и более тысячи военных, — Генштаб
- 08:37Обстрелы в Харьковской области: Синегубов рассказал о последствиях ударов 2 мая
- 19:41Григорий Козловский и ФК "Рух" устроили праздник для детей погибших защитников ФОТО
- 16:31Виталий Кличко примет участие в Саммите мэров европейских городов в Париже
- 16:28 Оккупанты сбросили КАБ возле Харькова: Пострадали четверо детей
- 14:36 Нардепу от "слуг" вручили подозрение в незаконном обогащении на 11 млн. грн.
- 13:46СМИ обвинили нардепа Заблоцкого в лоббировании поправки к растаможке авто: "В Украину поедет автомобильный хлам"
- 13:06IT-специалист Евгений Шевцов: Департамент киберполиции играет важную роль в борьбе с российскими хакерами PR
- 13:01СБУ схватила организатора "референдума" за присоединение оккупированной части Харьковщины к рф ФОТО
- 12:34 В Харькове дали пожизненное российскому командиру, который расстреливал гражданских ФОТО
- 12:30Ударом по "Новой почте" в Одессе рашисты уничтожили посылок на 3 миллиона грн
- 11:47Транспортный коллапс в Чернигове: И.о. мэра требует от Совета обороны области немедленно восстановить движение транспорта
- 10:26В единстве - наша сила: в Киеве пройдет крупнейший музыкально-культурный фестиваль этого лета V`YAVA Единение
- 08:48На Харьковщине в результате обстрелов погибли 4 человека, ранены – еще 15
- 08:33На Харьковщине – масштабный лесной пожар в результате обстрела ФОТО
- 08:30Сводка генштаба: 121 столкновение с российскими войсками и 63 авиаудара врага