Разорвать "минские договоренности": Чем Украина может ответить на измену в ПАСЕ

Германия и Франция взяли курс на отказ от политических санкций - очевидно, из-за "неэффективности". Украине, возможно, следует отказаться от нормандского формата и минских договоров - по той же причине, и все же начать работу по привлечению других модераторов для дискуссии с Россией

Журналист отдела "Мир"
Разорвать "минские договоренности": Чем…

Вчерашняя российская победа в ПАСЕ вышла фактически совершенной. Подтверждение полномочий делегации безо всяких ограничений, несмотря на многочисленные нарушения Россией принципов Совета Европы, хоть, кажется, и не очень радовало даже тех, кто голосовал "за", но прошло успешно. Вот разве что Слуцкий остался без вице-президентской должности – но это подробности. Попробует в следующий раз.

Конечно, назвать итоговую резолюцию целиком пророссийской как бы и нельзя. В ней, в частности, упоминается о продолжении военной агрессии России в восточной Украине и "нелегальной аннексии Крыма". А еще содержится призыв освободить противоправно захваченных в Керченском проливе украинских моряков, сотрудничать с прокуратурой Нидерландов в расследовании катастрофы самолета, выполнявшего рейс MH17, обеспечить соблюдение прав ЛГБТ-сообщества в Чечне, и "сотрудничать в полном объеме с международным сообществом в расследовании убийства Бориса Немцова".

Но все это - призывы. То есть слова, не подкрепленные никакими - даже совершенно потенциальными - санкциями в случае их невыполнения. Зато реальность заключается в том, что ПАСЕ сначала выдвинула России требования, связанные с выполнением программных целей организации, и ввела санкции - после чего, не дождавшись даже попыток выполнить эти требования, от санкций отказалась. Конечно, в случае, если Венецианская комиссия подтвердит, что российские депутаты избраны нелегально благодаря голосам крымчан, на следующей сессии ПАСЕ возможно повторное обжалование полномочий российской делегации. Но в его успешность как-то не очень верится.

На России откровенно празднуют победу. "По своей сути это первый серьезный шаг, идущий вразрез с санкционной политикой, которая проводилась в отношении России в течение последних пяти лет", - заявила спикер Совета федерации Валентина Матвиенко. "Это возможность полноценно представлять интересы нашей страны в старейшей парламентской организации Европы, возможность закончить с украинской пропагандой, это прежде всего разрыв санкционной цепи, которую пытаются ковать вокруг России наши недоброжелатели", - объявил руководитель российской делегации Петр Толстой. "Своим голосованием за поправки (относительно Крыма - ред.) к принятому сейчас докладу, которые были провалены квалифицированным большинством в две трети голосов Парламентской ассамблеи Совета Европы, по сути дела, сделан первый знаковый шаг к признанию Крыма российским" - радуется жизни Леонид Слуцкий.

Приведет ли вся история к "признанию Крыма" - вопрос, конечно, спорный. Но в том, что в Берлине и Париже взяли курс на восстановление отношений с путинской Россией - сомневаться не приходится. А количество материалов - в частности, в немецкой прессе - о том, что европейские компании страдают от существенных убытков из-за антироссийских санкций - начала подозрительно быстро увеличиваться. Что, в свою очередь, может быть не слишком благоприятным прогнозом относительно дальнейшей судьбы экономических санкций против России. При таких условиях поддержка со стороны европейских столиц, на которую изначально полагался Киев, воспринимая ее как безусловную, больше не может рассматриваться как аксиома. Поскольку безоговорочными союзниками Украины остались только те страны, которые сами чувствуют угрозу со стороны России - то есть государства Балтии, Грузия и Польша. Ну и традиционный геополитический противник советско-российского геополитического проекта - то есть США. И если признать тот факт, что Берлин и Париж оказались способными на плохо прогнозируемые и недружественные шаги по отношению к Украине, полагаться на нормандский формат в вопросе урегулирования конфликта с Россией представляется нелогичным. Потому что Киев в этом формате реально рискует очутится в формате "один против трех".

И для противодействия такому сценарию предвыборных обещаний действующего президента Украины (который обещал привлечь к нормандскому формату США) явно мало. Поскольку Вашингтон вряд ли захочет "заходить" в фактически проваленный европейскими дипломатами формат. А если "зайдет" - то переговоры практически гарантированно превратятся в противостояние по двум осям - между Россией и Ураиной и между ЕС и США. Что вряд ли будет способствовать их результативности.

Поэтому перед Украиной сейчас стоит реальная потребность идти на радикальные внешнеполитические шаги. Балансируя в отношениях с ЕС между обоснованными экономическими требованиями - и откровенной ссорой. И пытаясь ввести наш конфликт с Россией в контекст глобального противостояния между Москвой и Вашингтоном. Этим путем, посмотрев на вчерашний спектакль в ПАСЕ, скорее всего, пойдут и наши восточноевропейские союзники.

А проблема заключается в том, что ни стратегии, ни видения методов, ни кадрового потенциала для подобного масштабного проекта пока нет ни в президентской администрации, ни в МИДе. Что впрочем, не отменяет потребности в реализации подобного проекта.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme