Земля "под елку": С какого скандала начнется новый политический год

Парламентский аграрный комитет в последние дни 2019-го сделал стране новогодний подарок – рекомендовал принять законопроект об открытии рынка земли. Однако оппозиция уже заявила о нарушениях, поэтому возвращение к земельному вопросу сделает начало нового 2020 года горячим и может привести к блокированию работы парламента

Политический обозреватель, журналист отдела «Власть»
Земля "под елку": С какого скандала начн…

Члены комитета Верховной Рады по аграрной и земельной политики на заседании 28 декабря заложили потенциальную мину под спокойное завершение второй сессии. Учтя лишь 9 поправок к законопроекту №2178-10 о введении рынка земли, комитет переложил бремя рассмотрения оставшихся 4 тысяч поправок на плечи Верховной Рады. И при этом рекомендовал принять закон в целом. "За" такое решение проголосовали 19 членов комитета, "против" – 1, трое воздержались. Документ должны вынести на рассмотрение депутатской общественности в январе-2020.

Напомним, относительно вопроса открытия рынка сельхозземли не на шутку разгорелись баталии. Проект закона №2178-10 принят парламентом в первом чтении 13 ноября 2019 года с большими потугами – под сопровождение криков "позор", блокирование трибуны и уличных акций. Он предусматривал, в частности, отмену запрета на продажу земли с 1 октября 2020 года и решение ряда других важных для перспектив развития экономики вопросов, к которым не решалась приступить ни одна предыдущая власть в Украине.

Второй раз улица заговорила 17 декабря, когда оппонентам реформы удалось заблокировать работу Рады, привести в центр Киева внушительную толпу и не допустить запланированного рассмотрения земельного законопроекта. Оппоненты бьют адептов реформы на заседании аграрного комитета, организовывают показательные драки, выводят людей на улицы столицы, перекрывают автодороги в регионах.

В числе самых больших проблем проекта – разрешение иностранцам покупать сельхозземлю. Согласно принятому в первом чтении варианту, лицами, которые могут приобретать право собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения, являются граждане Украины, территориальные общины, государство, юридические лица Украины и иностранные граждане и лица без гражданства, в случае приобретения в порядке наследования и с обязательством продать участок в течение года. Чтобы нивелировать обвинения в намерении "распродать землю", президент Владимир Зеленский в специальном обращении накануне первого чтения проекта заявил, что соответствующее решение будет принято только на всеукраинском референдуме. Который, напомним, на данный момент не может состояться, потому что нет закона о проведении в Украине каких-либо референдумов.

Оппонентов земельной реформы беспокоит и вопрос количества гектар, которые можно будет приобрести "в одни руки". К первому чтению предлагалось разрешить концентрацию земли у одного собственника в количестве 200 тыс. га. Во время подготовки ко второму чтению президент предложил продавать в одни руки до 10 тысяч гектар земли. Комитет так и решил.

Если перед первым чтением аграрный комитет практически на тайном заседании согласовал свой вариант реформы, отбросив более десятка альтернативных проектов, то последнее решение комитета якобы ставит цель найти компромисс и разблокировать принятие закона. Детали сообщила на странице в сети Фейсбук партия "Слуга народа", члены которой составляют подавляющее большинство в комитете по земельным вопросам.

Следовательно, комитет поддержал такие положения:

- "покупать землю смогут граждане Украины, государство, местные общины, украинские предприятия, основанные украинцами;

- устанавливается лимит по концентрации земли в одни руки – не более 10 тысяч гектар;

- вопрос доступа иностранцев к земле будут решать ТОЛЬКО украинцы на референдуме;

- банки смогут продавать землю сельскохозяйственного назначения лишь при условии взыскания, если такая земля являлась предметом залога (участок необходимо будет продать на земельных торгах в течение 2 лет, иначе конфискация);

- стоимость земли будет не ниже нормативно-денежной оценки".

Однако парламентская оппозиция данное решение компромиссом не считает. "Аграрный комитет Рады не предоставил возможности оппозиции защитить свои поправки к документу", – такое заявление сопредседателя фракции "Европейская Солидарность" Артура Герасимова распространили СМИ. Представители фракции Петра Порошенко не смогли обсудить на комитете вопрос установления минимальной цены на землю и отстоять позицию относительно запрета изменения целевого назначения сельскохозяйственных земель.

Недовольны решением комитета и в "Батькивщине". Член указанной фракции Вадим Ивченко после заседания аграрного комитета недвусмысленно заявил: "Представители монобольшинства пренебрегли требованиями депутатов других фракций, которые настаивали на рассмотрении правок согласно Меморандуму о прохождении законопроекта. Согласно ст. 16 п. 6 Закона Украины о комитетах, рассмотрение должно происходить по правками каждого из депутатов. Поэтому действия президентской партии можно квалифицировать в качестве "политического кидка" монобольшинства". В партии Юлии Тимошенко грозят оспорить законопроект и "защищать национальные интересы всеми возможными методами".

Поэтому удастся ли власти довести до логического завершения инициированную Банковой земельную реформу? Если предложенный комитетом компромисс устроит как минимум 226 депутатов – то ответ будет положительным. В таком случае нардепы могут и не рассматривать каждую из 4 тысяч поправок к проекту закона №2178-10. Нардеп от "Слуги народа" Дмитрий Костюк, один из авторов документа, усматривает возможность применения в таком случае "турборежима": речь идет о рассмотрении земельного законопроекта сразу по разделам.

А, оппоненты могут настоять на том, чтобы голосовать за каждую поправку отдельно. Это отсрочит принятие решения на месяцы (как это было в прошлой депутатской каденции по проекту Избирательного кодекса, тысячи поправок к которому нардепы рассматривали несколько пленарных недель подряд). За это время может материализоваться некий "черный лебедь" (непрогнозируемое событие), который вообще заблокирует открытие рынка земель в Украине.

Или же трибуну Рады заблокируют под популистскими лозунгами "Нет продаже украинской земли!". В этом могут иметь заинтересованность одновременно нескольких игроков, у которых свой интерес в срыве плановой работы законодательного органа. Теоретически это может быть Игорь Коломойский, который точно не хочет допустить принятия закона о гарантии невозврата коммерческих банков бывшим владельцам. Речь идет о его экс-собственности "Приватбанке" и требовании Международного валютного фонда не допустить энергичного олигарха к этому банку. Чтобы такой закон не появился в природе – можно, к примеру, "наглухо" заблокировать работу Рады.

Свои планы на следующий политический год есть как у пророссийских политиков, так и у тех, кого принято с определенной долей условности называть патриотическими. "Оппозиционной платформе" удобно предъявить новые аргументы в пользу того, что страна, граждане которой бьются за землю, не состоялась. Юлия Тимошенко, фракция которой демонстрировала дивную синхронность с "ОПЗЖ" при блокировании трибуны Рады, Петр Порошенко и некоторые другие политики вряд ли откажутся от новых попыток ослабить позиции Банковой новыми акциями протеста.

Под давлением улицы и внутренних групп влияния в монобольшинстве властная команда вынуждена демонстрировать гибкость. Тем более когда позиции команды Зеленского кажутся не такими уж незыблемыми, а осеннее снижение рейтингов подпитывают политики-популисты, которые активизируют в обществе классические мифы и страхи.

И власти важно помнить правило улицы: бьют того, кто испугался. Если отказ от своих намерений под давлением оппонентов станет неодиночным явлением, то очень скоро Банковую будут расшатывать не только с земельной, но и с многих других сторон.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme