Увеличение расходов и уменьшение ВВП: В госбюджете-2020 нашли ключевые проблемные вопросы

Проект Государственного бюджета Украины на 2020 год предусматривает консервативный сценарий развития экономики и снижение номинального ВВП

В распоряжении Depo.ua появилась аналитическая справка Ассоциации городов Украины, которая обозначила ключевые проблемные вопросы проекта государственного бюджета на 2020 год от правительства Алексея Гончарука.

Отмечается, в частности, изменение правительством макропрогноза, на котором рассчитывался бюджет.

Так, в бюджете заложен консервативный сценарий развития экономики. Рост ВВП предусмотрен 3,7%, а не задекларированные 7%. Отсутствуют фискальные стимулы для экономического роста. Следовательно, прорыв на 40% за пять лет откладывается. При этом рост ВВП во втором квартале 2019 года уже составляет 4.6%.

Согласно уточненному макропрогнозу, номинальный ВВП снижен на 41 млрд грн, а сальдо торгового баланса существенно ухудшено до $14,882 млрд (в варианте, на котором рассчитан бюджет к первому чтению, – $12,043 млрд).

Отмечается также, что Кабмин при доработке бюджета ко второму чтению увеличил его доходную часть на 13 млрд грн – до 1093,7 млрд грн за счет увеличения на

  • 8,8 млрд грн части чистой прибыли (дохода) государственных предприятий и дивидендов, которые изымаются в государственный бюджет (правительство учло предложения Верховной Рады по бюджету);
  • 2,8 млрд грн поступлений от арендной платы за пользование целостным имущественным комплексом и другим государственным имуществом (правительство учло предложения Рады);
  • 4,7 млрд грн налога и сбор на доходы физических лиц;
  • 4,3 млрд грн налога на прибыль предприятий;
  • 3,3 млрд грн НДС с произведенных в Украине товаров (работ, услуг).

При этом уменьшены, по сравнению с первым чтением:

  • 7,4 млрд грн НДС с ввезенных на таможенную территорию Украины товаров;
  • 3,3 млрд грн рентная плата за пользование недрами для добычи нефти, природного газа и газового конденсата;
  • 1,3 млрд грн другие платежи (единый сбор, доходы от операций по кредитованию, помощь ЕС и прочее);
  • 0,5 млрд грн – ввозная пошлина.

Также в "обновленном" бюджете предусмотрены новые источники доходов: рентная плата за пользование недрами для добычи янтаря – 531,0 млн грн и плата за лицензии на осуществление деятельности в сфере организации и проведения азартных игр – 3 млрд грн.

В то же время показатели поступления средств от приватизации государственного имущества предлагается увеличить на 7,0 млрд грн и установить на уровне 12,0 млрд грн, и, соответственно, уменьшены объемы государственных заимствований и соответствующие долговые показатели. Дефицит бюджета 2% ВВП остался без изменений.

Также Кабмин при доработке проекта закона "О Государственном бюджете Украины на 2020 год" ко второму чтению увеличил его расходную часть на 15 млрд грн – до 1180,1 млрд грн.

Практически ни на одно из задекларированных президентом обещаний реформ средств не предусмотрено. Даже на земельную реформу, средства на проведение которой предусматривались в проекте бюджета к первому чтению, сейчас средств не предполагается.

Не предусмотрено также достаточно средств на увеличение заработных плат учителям. Объем образовательной субвенции остался на уровне первого чтения.

Одновременно уменьшены вдвое, по сравнению с 2019 годом, расходы по программе Фонд президента Украины по поддержке образовательных, научных и спортивных программ для молодежи с 1 млрд до 500 млн грн.

В сфере безопасности и обороны не предусматривается повышение уровня обороноспособности государства в сравнении с 2019 годом.

По общему фонду, рост расходов на национальную безопасность и оборону меньше на 6 млрд грн, чем в 2019 году.

Денежные выплаты для военнослужащих ВСУ остаются практически без изменений.

Также социальные стандарты, не выполняются ключевые предвыборные месседжи относительно быстрого преодоления бедности граждан:

  • прожиточный минимум по сравнению с бюджетом, представленным к первому чтению, не изменился;
  • повышать пенсии и осуществлять предусмотренную законом индексацию правительство в І полугодии 2020 года не собирается.

Сворачивается также региональное развитие в соответствии со стандартами ЕС.

Кроме вышеупомянутого, расходы ГФРР уменьшены на 2 млрд грн в сравнении с первым чтением. Объем ГФРР уменьшен с 9,5 млрд грн до 7,5 млрд грн.

Напомним, проект государственного бюджета на 2020 год предусматривает потери местных бюджетов на общую сумму 147,3 млрд гривен.

Справка: 18 октября Верховная Рада проголосовала в первом чтении за проект госбюджета на 2020 год.

3 ноября Кабинет Министров во время заседания утвердил проект государственного бюджета на 2020 год ко второму чтению.

5 ноября Кабмин в режиме онлайн презентовал Государственный бюджет Украины на следующий год.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme