Большое утепление: Кому поможет "нагреться и согреться" новый проект Минрегиона

В украинском правительстве решили, что тема повышения энергоэффективности вполне достойна стать очередным бизнес-проектом. Там разработали законопроект, который может превратить отрасль оценки энергоэффективности жилых и общественных зданий в способ зарабатывания

Экономический и политический обозреватель
Большое утепление: Кому поможет "нагреть…

В правительстве решили ускорить темпы внедрения энергоэффективности. Министерство развития общин и территорий (Минрегион) разработало законопроект "О создании условий для внедрения комплексной термомодернизации зданий", который глава ведомства Алексей Чернышов назвал прямым способом повлиять на размер платежки за коммунальные услуги, сообщает Depo.ua.

"Ведь благодаря мерам по энергоэффективности в зданиях происходит экономия энергоресурсов, а, следовательно, напрямую уменьшается плата за отопление", — заявил Чернышов на днях во время презентации законопроекта. Он также назвал министерскую инициативу — ни много, ни мало — "одним из двигателей экономического роста страны".

Сначала утеплят министерства и ведомства

Система будет построена следующим образом. Флагманом реализации новой политики должен стать Минрегионстрой. По представлению Минрегиона правительство утвердит общегосударственную стратегию термомодернизации зданий. Срок этой стратегии — до 2050 года, однако она будет иметь и промежуточные этапы.

Минрегион будет разрабатывать методику термомодернизации и общее управление соответствующими процессами. Он создаст и так называемый национальный фонд зданий — реестр, в который будут включены все жилые дома страны и здания, которые часто посещают граждане. Причем любой формы собственности.

Все эти здания постепенно подвергнут энергоаудиту на предмет соответствия нормам энергоэффективности. При этом государственные здания попадут в приоритетные списки. Для этого в новом законе предусмотрели даже отдельную статью об "образцовой роли центральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения энергетической эффективности зданий". Их будут модернизировать за счет государственного бюджета. То есть фактически средства налогоплательщиков будут направляться на утепление кабинетов чиновников в том числе.

Неприоритетным же объектам недвижимости, в список которых попадают жилые дома, объекты коммунальной и другой собственности, придется модернизироваться, в первую очередь, за счет владельцев. Хотя, конечно, в законопроекте декларируется, что "государство всячески будет способствовать": привлекать кредиты, компенсировать проценты и давать другие пирожки.

Поэтому если кто-то решил, что речь идет о большой программе предоставления государственной помощи на утепление частных и многоквартирных домов, замену окон, крыш и котлов, должны их разочаровать: о конкретных, направленных на реальное уменьшение цифр в платежках мерах по энергосбережению в ней речь не идет. По крайней мере в обозримой перспективе.

Сертифицированный аудитор энергетической эффективности: очень дорого, но очень выгодно

А речь идет о создании новых правил функционирования отрасли с новой системой мониторинга и аудита как уже построенных, так и возводимых домов, сертификации энергоэффективности и сертификации тех, кто, соответственно, будет проверять и давать согласие на введение домов в эксплуатацию.

Сейчас, заметим, система проверки энергоэффективности зданий, возводимых по всей стране, является частью общестроительных процессов. Ее начали активно применять в 2017 году после принятия профильного закона Украины "Об энергетической эффективности зданий". Сейчас зарегистрированы и работают около 1500 специалистов по аудиту энергетической эффективности зданий и специалистов по обследованию инженерных систем. Их привлекают при разработке проектов новых строек, и они рассчитывают необходимые параметры, которые должны быть заложены при проектировании: толщина утепления, мощность систем отопления и другие важные параметры.

Но в случае принятия закона Чернышова эта сфера деятельности будет выделена в отдельное направление. По сути это будет целая разрешительная процедура. В которой задействованы несколько тысяч человек вместе с учебными заведениями, сертификационными центрами и, собственно, субъектами энергоаудита.

И ключевым моментом является возможность останавливать передачу в эксплуатацию вновь построенного или реконструированного здания, что ставит застройщиков и владельцев сооружений в достаточно зависимое положение от воли энергоаудиторов. Причем вопрос введения в эксплуатацию — лишь верхушка айсберга. Ведь от этого специалиста будет зависеть еще и установленный для каждого дома так называемый показатель энергетической эффективности здания. И чем выше будет этот показатель, тем привлекательнее окажется здание для потенциальных покупателей и арендаторов. Это повлияет и на цену кватратних метров. Поэтому застройщики будут неистово бороться за присвоение их зданиям как можно высшего уровня.

Понятно, что такие условия создадут большую толкотню среди желающих получить действительный квалификационный сертификат аудитора, открывающий путь к карманам застройщиков. Значительную роль приобретает и горизонталь органов, осуществляющих аттестацию профессиональных аудиторов и дающих право на осуществление деятельности по сертификации энергетической эффективности.

Нужно заметить: в ныне действующем законе предусмотрено, что профессиональная аттестация аудиторов проводится аттестационными комиссиями в вузах или саморегулируемыми организациями в сфере энергетической эффективности, которые руководствуются законами и подзаконными актами. Но в новом законе аттестация перейдет в ведение недавно созданного Национального агентства квалификаций. Теперь именно этот орган будет предоставлять аккредитации квалификационным центрам, которые в дальнейшем будут "обилечивать" желающих выдавать сертификаты потенциальным энергоаудиторам. Также из закона исключается норма о бесплатном сертификате анергоаудитора, который выдавали квалифкомиссии. То есть деятельность квалификационных центров становится на коммерческие рельсы.

На его же вершине оказываются профильное министерство и правительство, в руки которых попадают полномочия по разработке критериев профессиональной аттестации энергоаудиторов. Которые сейчас достаточно подробно прописаны в действующем законе, но в новом проекте отсутствуют с оговоркой, что этот вопрос становится предметом ведения чиновников.

Обязательность сертификации не будет распространяться на церкви, склады, объекты культурного наследия, здания сельскохозяйственного и промышленного назначения. Также можно быть спокойными владельцам частных (усадебных) жилых домов и дач. Но за исключением, тех, кто получил или претендует на получение госпомощи на энергомодернизацию. Впрочем, этот перечень достаточно неконкретный, ведь непонятно, как быть владельцам таких популярных ныне таунхаусов, в которых могут жить по несколько семей.

Читайте также: Правительство дало заднюю: Как изменились критерии назначения субсидий.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme