Законов об олигархах уже четыре: Что происходит

Инициатива отдельного закона об олигархах была обречена на значительные проблемы при принятии в Раде. Одна из этих проблем — альтернативные законопроекты. Однако это еще не самое худшее

Политический обозреватель
Законов об олигархах уже четыре: Что про…

Четыре закона об олигархах и чем они отличаются

У президентского законопроекта №5599 "О предотвращении угроз национальной безопасности, связанных с чрезмерным влиянием лиц, имеющих значительный экономический или политический вес в общественной жизни (олигархов)", появились уже три "братья" — с альтернативными инициативами выступили совместно фракции "Европейской солидарности", "Батькивщины" и "Голоса" (№5599-1), отдельно "Батькивщина" (№5599-3) и индивидуально нардеп Антон Поляков (№5599-2) из группы "За будущее".

Depo.ua подробно уже останавливался на первом и втором из этих законопроектов. Поэтому только вспомним существенные различия.

Читайте подробнее: Второй закон об олигархах: Напугает ли оппозиция тех, кого насмешил Зеленский.

Закон об олигархах от "ЕС", "Батькивщины" и "Голоса"

Первое отличие — определять, кто у нас олигарх, будет не подконтрольный президенту Совбез, а Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК), возглавляемое ныне Александром Новиковым. При этом НАПК будет активно сотрудничать с Антимонопольным комитетом, что, по мнению авторов, позволит определять реальных олигархов, а не тех, кто просто не нравится президенту. Второе отличие: требование сбалансированности информации на олигархических телеканалах, контроль за балансом осуществляют общественные организации в сфере медиа. Третье: мониторинг НАПК деятельности чиновников, которые раньше работали на олигархов, а также мониторинг предприятий, принадлежащих олигархам, чтобы те не превратились в монополии.

Закон об олигархах от Полякова из группы "За будущее"

Далее коротко о других альтернативах. Детище Полякова имеет название, идентичное проекту президента. И нормы, изложенные в тексте проекта закона, очень напоминают президентские, кроме нескольких нюансов. В частности, Поляков хочет запретить выдавать лицензии на вещание телеканалам, чьи владельцы находятся в реестре олигархов, и отказывать в государственной регистрации печатным СМИ с олигархической собственностью. Также фигуранты реестра олигархов не могут быть мэрами.

Закон об олигархах от "Батькивщины"

В законопроекте "Батькивщины" "О честной политике и честной власти" главное внимание уделено деятельности Антимонопольного комитета, изменениям в Избирательный кодекс, закон о телевидении и радиовещании. Так, во фракции Юлии Тимошенко предлагают назначать и увольнять председателя АМКУ парламентом по представлению премьер-министра, кандидаты на главу Антимонопольного комитета проходят через открытый конкурс, требования к которому в законопроекте расписаны подробно. Также детализирована процедура принятия АМКУ решений о демонополизации.

В Избирательном кодексе "Батькивщина" предлагает установить для кандидатов в президенты и политических партий размер избирательного фонда в 0,3 размера необлагаемого минимума доходов граждан, а для кандидатов на должность мэров, сельских и поселковых предедателей — 0,7. Что касается ограничений в медиа, то авторы предлагают установить квоту в 30% на демонстрацию в политическом контенте лиц, которые являются или были государственными деятелями. Среди наказания за нарушение этой нормы — прекращение демонстрации политического контента.

Есть в законопроекте "Батькивщины" и другие запреты, в частности занимать должности руководителей и членов наблюдательных советов предприятий с государственной долей собственности более 50% для крупных бизнесменов, представителей субъекта крупного предпринимательства, для лиц, занимающих высокие должности в исполнительной власти. Еще один важный нюанс — в проекте закона делается акцент на стратегии деолигархизации, ее утверждает Кабмин на три года после общественного обсуждения. Без такого обсуждения нельзя вносить изменения в стратегию.

Если коротко, то АМКУ должен жестко противодействовать монополистам, телеканалы — не злоупотреблять политическим контентом в пользу тех, кто такой контент щедро финансирует, а государство должно разработать и реализовать стратегический план, чтобы вместо нынешних олигархов не появлялись новые. В целом же этот документ больше похож не на альтернативный, а на совершенно отдельный.

Примет ли Рада закон об олигархах по версии Зеленского

Не имеет особого смысла определять, какой из антиолигархических законопроектов лучше и какую категорию миллиардеров больше устраивает, ведь при наличии монобольшинства инициирование законодательных альтернатив представителями других фракций имеет преимущественно пиарную цель. Без шансов на прохождение. К примеру, кто захочет передать от СНБО НАПК такую прекрасную возможность повысить рейтинг президента, как назначение кого-то олигархом? Или отобрать у президента влияние на Антимонопольный комитет, который, собственно, и определяет, кто у нас монополист? То есть альтернативные законопроекты, а их может быть и больше (даже странно, что что-то подобное, чтобы поиздеваться над президентским офисом, не предложили депутаты, которые могут стать фигурантами антиолигархического реестра), следует рассматривать и как политическую игру, направленную на возведение идеи Зеленского относительно олигархов до абсурда.

А что же происходит с президентским законопроектом? "Слуги" намерены рассмотреть его в первом чтении еще до летних парламентских каникул. Но не все так просто. На днях парламентский Комитет по вопросам интеграции Украины в Евросоюз выразил ряд замечаний к законотворческой идее Зеленского. Они имеют более технический характер, в то же время вполне уместны, ведь речь идет о соответствии норм нашего закона европейскому законодательству. И здесь члены комитета рекомендовали отправить законопроект №5599 на доработку. Сразу заметим: это не профильный комитет, главный — по вопросам нацбезопасности и обороны, потому президентский проект закона могут внести на голосование без учета замечаний коллег-евроинтеграторов.

Однако, во-первых, парламентские комитеты должны рассмотреть и вынести решение по альтернативным законопроектам, а это займет определенное время. Во-вторых, не факт, что монобольшинство самостоятельно даст за закон об олигархах необходимое количество голосов. Если "слуги" не проголосуют единогласно, это ударит по их рейтингу. А вот когда документ поддержат дружеские группы (партия "За будущее" и "Доверие"), тогда нужно очень внимательно следить за текстом законопроекта до второго чтения, чтобы в него "случайно" не попали оговорки, смягчающие судьбу олигархов, которые стоят за этими группам. В-третьих, еще свое слово относительно Зе-деолигархизации не сказали наши западные партнеры. А их слово может существенно повлиять как на ход рассмотрения законопроекта, так и на его окончательный вариант. Прежде всего речь идет о законности использования для формирования реестра олигархов такого органа, как СНБО.

Поэтому не стоит забегать вперед, ведь могут быть разные варианты развития событий — от отзыва законопроекта на доработку (если это случится, Банковой нужно будет придумать какую-то правдоподобную легенду, чтобы не выглядеть слабаками) до поддержки в первом чтении значительным количеством голосов. А после этого будут вноситься сотни поправок, в поддержку которых будут проводиться серьезные информационные пиар-кампании. Потому что можно вечно смотреть на то, как горит огонь, течет вода и как в Украине борются с олигархами.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme